Цель работы: провести анализ работы предприятия с целью разработать проектное задание.
Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступления группы.
Последовательность выполнения работы: деловая игра выполняется студентами в группе в соответствии с очередностью вопросов, поставленных в содержании работы.
Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:
1) цель работы;
2) содержание работы;
3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;
4) вывод по выполненной работе.
Методические указания
Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую ситуацию.
Машиностроительный холдинг стал испытывать сложности с управлением в организации в связи с усиливающейся конкурентной борьбой. Для расширения и модернизации производства требовались существенные дополнительные финансовые ресурсы. Решение проблем развития и модернизации за счет привлечения кредитов либо сторонних инвесторов осложнялось потребностью в долгосрочном инвестировании, что было связано с высокой ценой необходимого для развития оборудования. В случае решения проблемы долгосрочного инвестирования имелась возможность приобретения оборудования в лизинг.
|
|
Для составления заключения по предлагаемой форме необходимо выполнить следующие рекомендации: вы находитесь в позиции организации-заказчика, подготавливающей проектное задание для организации-разработчика, и еще не знаете, кто будет разработчиком проекта.
В проектном задании вы должны отразить следующие моменты:
1) ввести разработчика в интересующую вас проблему; это значит, что надо сформулировать проблему, обосновать возможности ее решения (хотя бы частично), показать необходимость (или целесообразность) разработки проекта (проблема — общеизвестная потребность в изменении действительности за рамками организации-заказчика);
2) сформулировать цель проекта (цель — указание общего характера на тот качественный результат, который должен быть достигнут при реализации проекта);
3) определить конкретные задачи, которые должны быть решены в ходе выполнения проекта (задачи — конкретизированные, по возможности в количественных показателях, результаты выполнения проекта);
4) установить рамочные условия (ограничения) для разработчиков проекта (ограничения могут быть юридического, кадрового, организационного, финансового, методологического, имиджного и иного характера);
5) особые требования к исполнителю проекта (по желанию разработчика).
При составлении итогового заключения необходимо:
|
|
• провести анализ фактического состояния дел, по возможности точно, конкретно и детально характеризуя это состояние дел; не требуется исследовать, как и по чьей вине возникло такое состояние; не нужно предлагать меры по исправлению недостатков;
• в максимальной степени проявить свое знание реального положения дел в сфере управленческого консультирования, свои способности к анализу и обобщению.
Логические задачи и контрольные вопросы
1. Назовите «внутренние продукты» и ключевые компетенции подразделений холдинга, которые могли бы быть реализованы на внешних рынках.
2. Проведите анализ системы оплаты труда и разработайте систему мотивации сотрудников холдинга.
3. Предложите кадровые перестановки, в том числе по привлечению новых квалифицированных сотрудников.
4. Проведите организационную и функциональную диагностику структуры холдинга.
Практическая работа № 2
Проблемно-деловая игра по теме «Экспертиза» [2]
Цель работы: провести анализ работы предприятия с целью выявления недостатков.
Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступления группы.
Последовательность выполнения работы: деловая игра студентами выполняется в группе в соответствии с очередностью вопросов, поставленных в содержании работы.
Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:
1) цель работы;
2) содержание работы;
3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;
4) вывод по выполненной работе.
Методические указания
Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую ситуацию.
Крупная машиностроительная компания стала испытывать сложности со сбытом продукции. Производственное подразделение ко м-пании — машиностроительный завод, бывший отраслевой лидер — был рассчитан на массовый конвейерный выпуск продукции. С падением платежеспособного спроса на его продукцию завод стал быстро терять рентабельность, а вся компания — коммерческую эффективность. Доля рынка организации сократилась в 3,5 раза. Руководство компании обратилось к консультантам.
Для составления заключения по предлагаемой форме необходимо выполнить следующие рекомендации:
1) дать краткую характеристику предприятия;
2) проанализировать сферы и направления работы, в которых обнаружены недостатки;
3) выявить и сформулировать общие (системные) недостатки в организации деятельности машиностроительного завода в целом;
4) охарактеризовать основные внешние факторы, препятствующие улучшению работы завода;
5) дать характеристики некоторых лиц, занимающих ответственные должности в администрации машиностроительного завода и отрицательно влияющих на состояние дел;
6) привести пример слабых управленческих решений, плохой организации, объяснив этим примером конкретные негативные результаты работы.
При составлении заключения необходимо:
• провести анализ фактического состояния дел, по возможности точно, конкретно и детально характеризуя это состояние дел; не требуется исследовать, как и по чьей вине возникло
такое состояние; не нужно предлагать меры по исправлению недостатков; • в максимальной степени проявить свое знание реального положения дел в сфере управленческого консультирования, свои способности к анализу и обобщению.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте состояние производственных мощностей завода, служб НИОКР, системы управления предприятием, системы взаимоотношений и экономикой компании.
2. Потеряна ли связь конструкторско-технологической службы с потребителем предприятия?
3. Концентрирует ли предприятие свои усилия на «сопровождении текущего производства», в то время как ближайшие конкуренты предложили на рынок новые модели продукции?
|
|
4. Необходимо ли изменить ассортиментную политику предприятия с тем, чтобы направить ее на удовлетворение нужд потребителей?
5. Какие маркетинговые методы исследования рынка необходимо использовать для решения проблем машиностроительного завода?
6. Необходимо ли предложить консультантам провести мероприятия по реструктуризации служб НИОКР завода и привлечению на работу высококвалифицированных специалистов из конкурирующих организаций?
7. Какие результаты будут получены при внедрении рекомендаций консультантов в практическую деятельность машиностроительного завода?