«И не войдет в него ничто нечистое» (Отк 21:27).
«Свет небесный давит душу, привыкшую к полутьме»
Метерлинк.
«Храм поставлен на горе высокой,
Беспределен, как небесный свод.-
Только вижу я во мгле глубокой
Обагренный Кровью, узкий вход»
Е.Донская.
И Он «наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной»
Ф.Сологуб.
Слушай Мариэтта, сказал ангел, и своей правой рукой провел по моему лбу. И вот я услышала, что из глубокой тишины исходит музыка, подобная дыханию ангела, музыка, как самая глубокая, сокровенная, святая жизнь духа. Я едва могла слышать ее; и все-таки она носилась над октавным организмом моего внутреннего существа. До тех пор я не знала, что внутри меня были элементы, которые могли бы пробудиться к восприятию такой симфонии и настроенные могли бы вибрировать в ответ на прикосновение такой священной, такой внутренней мелодии. В самом деле, она казалась только духом сокровенной песни. По мере того, как звуки этого духа музыки расширялись, я все больше начинала думать, что мне была дана новая природа, способная воспринять такую совершенную гармонию. Я инстинктивно тянулась смешаться с ней, я захотела сама в ней участвовать, и тогда - о! тогда я почувствовала, что значит иметь ненастроенную душу. Нота за нотой, выплывая из невидимого источника, обвивались они вокруг этой моей внутренней жизни, но не звучали в унисон с музыкальными струнами моего существа. Стараясь соединиться с ними, они производили диссонанс, так что некоторые аккорды, благодаря этому, были отраженыи оборваны, как плавное падения воды на скалистую, неровную поверхность. Музыка сделалась суровой для меня, и чрез это я узнала, что её природа не была родственна моей.
Тогда началось мое страдание. О, агония той минуты! Контраст был слишком ужасен. Все во мне было не в порядке. По всему храму носились мягкие, нежные волны гармонии, которые как беспокойные воды, поражали слух моего ненастроенного, дисгармоничного сердца. Как я хотела убежать! Всякое другое состояние было бы легче, чем это. Я даже подумала, что пародия богослужения в аду лучше согласовалась бы с моей природой, и что там я больше гармонировала бы с господствующим законом. Но теперь отсюда я не могла скрыться. Я была совершенно разбита! С каждым моментом мое состояние ухудшалось, так что час стал казаться мне вечностью. Наконец в горечи душевной, я воскликнула: «Прочь, о, возьмите меня прочь отсюда! Тут была другая музыка, которая наполняла меня блаженством, - другая мелодия, которая делала меня бесконечно счастливой. Её я слушала. Из нее я пила дух священной песни. Но теперь, в силу какого-то неведомого закона, что-то заставляет меня самое принять участие в этой сладкой гармонии и вот моя неосвященная природа разоблачена, выведена на свет! Теперь все являются свидетелями моей дисгармоничности. Теперь я вижу, что не гожусь для общения с ангелами и погибла безвозвратно. Мой дух ранен, сломан, подавлен; все части его разрознены. О, дайте мне уйти в страну теней, в страну непроглядной тьмы, чтобы навеки скрыться там от себя самой. Ангел! закрой, возьми этот свет, который открывает мое уродство! Спаси меня от мучений, причиняемых этой небесной мелодией! О, может ли быть более ужасный ад, чем это? Если бы демоны издевались над погибшим духом, в этом не было бы ничего, что могло бы пробудить новую жизнь; там мое ненастроенное духовное существо не было бы раздавлено сознанием собственной непригодности. Нет другой силы, как только эта сокровенная гармония, которая могла бы затронуть самые глубокие тайники духа, которая могла бы проявить самые сокровенные источники ненастроенной, неосвященной души».
Так я умоляла избавить меня каким-нибудь образом от того света гармонии и
блаженства, который переполнял все это великое собрание. Мое страдание было невыразимым, и все-таки я не углублялась в причину его, признавая только тот факт, что душа моя была ненастроена. Я поняла свою полную непригодность для блаженного и деятельного общения с обителями рая. Раньше мне хотелось быть
принятой ими и вечно обитать в их святилище, но я не понимала, что мне не доставало тех качеств, которые необходимы, чтобы принять участие в их святом пении. Правда, я сама видела уродство некоторых духов младенцев и с удивлением наблюдала действие благодати Божией в деле их восстановления; но никогда я сознательно не пробовала применить это средство в самой себе.
Мне припомнилось, что когда я почувствовала притяжение мира мрака, и когда облако смерти открылось подо мной, чтобы поглотить меня, я взглянула вверх на райские небеса, с молящим желанием спастись и войти туда.
Тогда я и не подозревала, что если бы это случилось я терпела бы страшнейшую агонию, причиняемую действием любви и гармонии, так что мое состояние равнялось бы ужаснейшим мучениям самого глубокого ада. Все это сделалось мне ясным теперь, когда я молила о помощи. Итак, я думала, что теперь уже все пропало, и я погибла безвозвратно.
Наконец, ангел сказал: «Нет Мариэтта, ты не погибла. Правда, что твое уродство теперь открылось. Ты страдаешь потому, что твой дух пробудился к сознанию собственного состояния, и, вследствие контраста между твоей душой и абсолютной гармонией, ты начала сознавать свою нужду. Может быть, таким образом ты лучше поймешь милосердие Божие и значение искупления чрез Господа Иисуса, Которому поклоняются все небеса.
«Когда ты раньше была допущена в общение освященных, твое собственное духовное состояние было скрыто от твоего взора. Тебе позволено было, как постороннему гостю, воспринять внешним образом несносное влияние, которое, как святая роса, освежила твой жаждущий дух. Но дыхание святости здесь так совершенно, что когда оно касается внутренней жизни существа, тогда вся скрытая непригодность последнего проявляется контрастом. Вот откуда твои страдания. В этом ты также видишь мудрость благого Создателя, Который так устроил, что духи одинаковой природы и наклонностей стремятся отделится от других, так что противоположные элементы не будут увеличивать страданий одного класса и омрачать блаженство другого. Отсюда ясно, почему ничто нечистое не войдет в тот Святой Город, который видел Иоанн в своем Откровении. И в это священное место ни один нечистый, бесплотный дух не может войти. Никакой закон не может допустить присутствия грубой, неосвященной души в этом городе внутренней жизни, где рождается эта мягкая, возвышающая дух мелодия, которая так на тебя подействовала; также блаженные духи никогда не могли бы обитать в царстве тьмы с существами, не примиренными с Богом.
Мариэтта, видишь ли ты благость Божию в этом законе существования? Как очевидна была бы несправедливость Праведного Судии, если бы Он осудил на вечную тьму или допустил бы действие какого-либо закона, в силу которого погиб бы хоть один из малых сих, будучи притянут мертвящим магнетизмом в обитель преступности, в обитель скорби. Их нежную, чистую природу сожгло бы прикосновение пылающих страстей тех существ, которые отдаются безумию ненасытных желаний. Действительно, Бог был бы несправедлив, если бы Его закон подверг этому невинного. Его также можно было бы обвинить в недостатке милосердия к осужденным, если бы кто-нибудь из них был принужден быть в элементе гармонии и святости, так как их страдания должны увеличиться соответственно степени света и Высшего Блага, которые наполняют обитель чистых.
«В этом проявляется мудрость и благость Божия. Ни один темный элемент в мире духов не смешивается с гармоничным и чистым. Таким образом исполняется Священное Писание, которое говорит: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да делает правду еще, и святый да освящается еще». Это означает, что должно быть разделение, между элементами добра и зла, и что все несвятые элементы должны смешаться по закону своей природы. Справедливо написано, что между раем и адом лежит непроходимая пропасть, так как эти крайне противоположные элементы в силу контраста своей природы никак не могут соединиться. Рожденный от Бога, рожден от любви, а любовь не имеет ничего общего с ненавистью. Кто находится под властью зла, тот не любит Бога. Если бы смертные поняли этот закон, они боролись бы против всякого зла, укрепляли бы и развивали бы в себе праведность и таким образом, по благодати Божией, могли бы приготовиться к духовному наследию праведных. Но, Мариэтта, теперь ты не можешь все это уразуметь и постичь. Когда ты уйдешь отсюда, вспоминай все, что ты тут видела и чему научили тебя ангелы, и сделай мудрую перемену в твоей жизни, чтобы с тобой не случилось что-либо худшее.
«И когда вернешься к своим внешним чувствам, взирай на Иисуса, единственно Который может приготовить тебя к возврату в эту святую обитель вечного блаженства и поклонения. Здесь ты узнала, что не возрожденные не могут сделаться соучастниками этой жизни и собратьями этим духам».
«Не плачь Мариэтта - сказал Ангел, когда я стала предаваться своему горю, - не плачь, ибо цена искупления уплачена. Ты можешь омыть всю свою нечистоту в целительном источнике. Радуйся этому великой радостью. Спасение даром предлагается всем, и те, которые другим путем никогда не могли бы достичь совершенной радости взяты из под тюремных сводов в обители Царства Отца. За эту благодать святые на небесах славят Бога и не перестают возносить хвалебные гимны своему Искупителю».
Говоря это, он коснулся моего чела; поток света наполнил все мое существо, и я поднялась.
«Теперь, - сказал Ангел, - ты можешь слушать нежную песню младенцев, которые собраны из разных храмов обучения в этот великий центральный Храм детского Рая».
ГЛАВА XXIV