a) СД/ПМ;
b) ОСН – (МДДф*Д*К)/100;
c) ОСН – (МДДф*Д)/100;
d) нет верного варианта.
Вопросы по разделу «Жилищно коммунальное хозяйство (ЖКХ)»
1. Какие составляющие включает жилищно-коммунальное хозяйство?
2. Какими федеральными законами регулируется деятельность жилищно-коммунального хозяйства? Федеральная система стандартизаций в жилищно-коммунальной сфере.
3. Какие основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства? Основные задачи.
4. Из каких источников финансируется жилищно-коммунальное хозяйство?
5. Какие подотрасли ЖКХ финансируются за счет бюджетных ассигнований, и каким образом?
6. Как финансируется жилищно-коммунальный сектор в г.Н.Новгород и Нижегородской области?
7. Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг, определение и порядок ее предоставления.
8. Каким образом определяется размер субсидии? Примеры расчета.
9. Охарактеризуйте механизм предоставления субсидий.
Раздел 8. Расходы на агропромышленный комплекс
Тема 1. Характеристика агропромышленного комплекса
|
|
Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя.
Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
Главная задача агропромышленного комплекса состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления.
Агропромышленный комплекс включает в себя три сферы. Первая сфера состоит из отраслей, которые обеспечивают агропромышленный комплекс средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства. В данную сферу включаются отрасли и производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, продовольственное машиностроение, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, микробиологическая промышленность, ремонт сельскохозяйственной техники, капитальное строительство в агропромышленном комплексе.
Отрасли, входящие в первую сферу агропромышленного комплекса, призваны обеспечить ресурсами процесс производства, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и технического прогресса в перерабатывающей промышленности, способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и массовость производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом.
|
|
На долю первой сферы агропромышленного комплекса приходится почти 12% общего объема произведенной продукции, 11% основных производственных средств и 18% численности работников.
Во вторую сферу входят предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. В первую очередь это акционерные общества (открытые и закрытые) и товарищества, на долю которых в общей численности сельскохозяйственных предприятий и организаций приходится соответственно 16 и 14%. В производстве продукции сельского хозяйства в условиях перехода к рынку все больший удельный вес занимают личные подсобные хозяйства населения.
Вторая сфера агропромышленного комплекса производит почти 45% конечной продукции. В ней задействовано свыше 65% основных производственных средств и 56% численности работников.
В третью сферу агропромышленного комплекса входят отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей. Здесь сосредоточены пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности. Кроме того, к данной сфере частично можно отнести легкую промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, торговлю продовольственными товарами и общественное питание. Отрасли третьей сферы агропромышленного комплекса обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, ее заготовку и хранение, а также вторичную переработку сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. На долю отраслей и предприятий третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 43% от общего объема производства продукции, 24% всех производственных фондов и 26% численности работников.
Тема 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
С переходом на рыночные отношения, прежний экономический механизм регулирования АПК был сломан, а новый еще не создан. Однако, государственная поддержка ему оказывалась:
· Ежегодно принимались постановления правительства по экономическим условиям функционирования предприятий и организаций;
· Предусматривались в федеральном бюджете целевые дотации и субсидии сельскому хозяйству;
· Были установлены налоговые льготы сельскохозяйственным товаропроизводителям;
· Образован лизинговый фонд для обеспечения товаропроизводителей АПК техникой и племенным скотом и специальный фонд для кредитования предприятий и организаций АПК на льготных условиях;
· Проводилась рассрочка задолженности предприятий и организаций АПК по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, централизованным кредитам, товарному кредиту на горюче-смазочные материалы;
· Совершенствовались таможенные меры по защите внутреннего продовольственного рынка и т.д.
1) Изменена бюджетная политика.На федеральном уровне упразднены неэффективные субсидии на закупки комбикормов для животноводческих комплексов и птицефабрик, дотации ветсанутильзаводам и др.
2) Существенные изменения претерпела кредитная политика. Упразднен бюджетный фонд льготного кредитования товаропроизводителей АПК. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях с погашением за счет средств федерального бюджета двух третей учетной ставки Центрального банка.
3) Разработана и реализуется государственная политика инвестиций на развитие материально-технической базы сельского хозяйства по следующим основным направлениям:
|
|
- выделение государственных капитальных вложений из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ и на непрограммную часть в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы.
- предоставление инвестиционных кредитов сельскохозяйственным производителям всех форм собственности, по которым две трети процентной ставки погашается за счет средств федерального бюджета.
Введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой,осуществляемой в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования.
Важной мерой государственной поддержки сельского хозяйства стала практическая реализация принятого в 2003 г. федерального закона о введении социального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога,что позволяет учесть совокупность всех факторов, влияющих на уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также их фактическую способность к уплате налогов.
На уплату единого сельскохозяйственного налога перешли 54% сельскохозяйственных организаций, в основном мелкие и средние предприятия.
Был разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», утвержден план его реализации и сформирован сетевой график по его осуществлению. Включение агропромышленного комплекса в число национальных приоритетов - правильное, хотя и запоздалое решение, повышающее возможности вывода аграрной отрасли на траекторию устойчивого развития. В целях защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей осуществляются меры по регулированию внутреннего продовольственного рынка страны и внешнеэкономической деятельности в сфере АПК.
Решением Председателя Правительства, Председателей Госдумы и Совета Федерации создана комиссия из представителей правительства, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Комиссия должна определить основные параметры программы, которая вберет в себя не только бюджетные, но и другие формы поддержки отрасли - в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики.
|
|
Таким образом, отрасль получила конкретный комплексный документ, основанный на применении программно-целевого планирования и содержащий четко сформулированные цели, ориентиры, плановые показатели и обязательства государства по поддержке сельского хозяйства.
В последние годы бюджетная классификация претерпевала значительные изменения. Так, с 2008 г. раздел 08 «Сельское хозяйство и рыболовство» как самостоятельный был ликвидирован и перенесен в раздел 04 «Национальная экономика». В связи с этим, входящие ранее в раздел 08 самостоятельные подразделы «Земельные ресурсы», «Сельскохозяйственное производство», «Рыболовное хозяйство» и «Прочие мероприятия области сельского хозяйства» были упразднены, а их статьи перенесены по другим разделам.
Косвенно, это является свидетельством определенного снижения важности сельского хозяйства в глазах органов власти. Далеко не все сектора были агрегированы в раздел 04 «Национальная экономика». Так, сектор ЖКХ, напротив, с 2005 г. удостоился отдельного раздела в новой классификации, чего ранее не было.
Из-за передачи права на поддержку отраслей сельского хозяйства регионам, федеральный центр с 2008 г. вынужден был осуществлять финансирование этих статей не через подраздел «Сельское хозяйство и рыболовство», а через раздел «Межбюджетные трансферты».
Ни один год не совпадал с последующим по набору статей. Имеющаяся постатейная разбивка не дает возможности классифицировать расходы по требованиям ВТО. Все это резко снижает прозрачность и сопоставимость бюджетов.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов государство должно определять приоритетные задачи, на реализацию которых необходимо направлять ассигнования в первоочередном порядке. Ими могут быть:
· формирование и регулирование единого продовольственного рынка и рынка сельхозтехники для отраслей АПК;
· проведение единой общегосударственной земельной, налоговой, финансовой и денежно- кредитной политики;
· обеспечение эффективной внешнеторговой политики;
· научное, информационное и кадровое обеспечение АПК;
· организация государственного контроля за качеством продовольствия, целевым и рациональным использованием земельного фонда, соблюдением ветеринарных, экологических, технико-технологических нормативов.
Следует подчеркнуть, что государственная поддержка постоянно оказывается аграрному сектору, но содержание ее менялось на различных этапах развития. До 2001г. она заключалась в том, что:
- ежегодно принимались постановления Правительства РФ по экономическим условиям функционирования предприятий и организаций АПК;
- в федеральном бюджете предусматривались целевые дотации и субсидии сельскому хозяйству;
- сельхозтоваропроизводителям устанавливались существенные льготы в налогообложении;
- были образованы специальный фонд льготного кредитования организаций АПК, лизинговый фонд;
- проводились отсрочка и рассрочка задолженности предприятий и организаций АПК по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, централизованным кредитам, товарному кредиту;
В связи с принятием в 2001г. Правительством РФ «Основных направлений агропродовольственной политики на 2001-2010 гг.» в системе государственной поддержки АПК произошли значительные изменения:
- упразднен бюджетный фонд льготного кредитования товаропроизводителей АПК;
- введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки рефинансирования Центрального Банка России;
- введена новая форма государственной поддержки сельского хозяйства (2002-2008 гг.) – возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (сроком до 5 лет), полученным товаропроизводителями АПК в российских кредитных организациях;
- сформирована государственная национальная система финансового обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса на базе создания ОАО «Россельхозбанк»;
- введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, которая осуществляется в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования;
- осуществлен переход к специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога;
- в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса внедряется программно-целевой метод бюджетирования, ориентированный на результат, и др.
К числу основных принципов, на которых должна базироваться стратегия региональной поддержки АПК, следует отнести следующие:
· равная доступность государственной поддержки для всех организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства;
· прозрачность агропродовольственной политики;
· доступность информации о рынке и государственной агропродовольственной политике;
· единство агропродовольственного рынка и рынков ресурсов для сельскохозяйственного производства на всей территории Российской Федерации;
· последовательность и устойчивость мер государственного регулирования агропродовольственного сектора;
· адресность мер агропродовольственной политики и целевое программное использование бюджетных средств;
· гарантированность исполнения обязательств государства перед сельхозпроизводителями и другими субъектами агропродовольственного рынка;
· разграничение полномочий федеральных органов и субъектов РФ при оказании финансовой поддержки;
· учет международных обязательств, при осуществлении государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Действенность принципов реализации сельскохозяйственной политики требует обязательного применения рыночных инструментов государственного регулирования.
В условиях реформирования бюджетного процесса Российской Федерации, формы и методы государственной поддержки определяются федеральными и региональными программами развития АПК, которые должны включать:
- основные цели и задачи программы, их увязку с приоритетами государственной политики;
- систему мер для достижения целей;
- систему показателей для измерения результатов реализации программы, включая как непосредственные, так и конечные результаты;
- систему управления реализацией программы.
Распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами, с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов соответствии со среднесрочными приоритетами аграрной политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов, требует совершенствования среднесрочного финансового планирования в отрасли.
Современное функционирование финансовой инфраструктуры АПК обеспечивает создание общих условий воспроизводства в процессе финансирования целевых программ, предоставления субсидий, финансовой поддержки развития сельских территорий и инвестиционной деятельности и основывается на следующих принципах: приоритетного финансирования; множественности источников финансирования; распределении финансовой поддержки по уровням (федеральный, региональный, местный)
В рамках региональной поддержки субъектов малого предпринимательства областным бюджетом Нижегородской области предусмотрены следующие дополнительные меры:
- обеспечение товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения (создание системы земельно-ипотечного кредитования);
- субсидирование процентной ставки по лизинговым платежам;
- предоставление субсидий на компенсацию части расходов на оплату услуг по землеустроительным работам, реализующим инвестиционные проекты;
- предоставление субсидий начинающим предпринимателям;
- предоставление бюджетных кредитов, субсидий кредитным кооперативам для осуществления предпринимательской деятельности;
- содействие созданию кредитных кооперативов путем предоставления бюджетных средств на пополнение материально-технической базы;
- предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным кооперативам на возмещение части стоимости аудиторских проверок;
- разработка обучающих программ, повышение квалификации и подготовки руководителей и специалистов кредитных кооперативов.
Тема 3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы
С начала 2008 г. реализуется имеющая статус приоритетного национального проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий. Госпрограмма преследует следующие цели:
1. Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
2. Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
3. Сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Реализация Госпрограммы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется по пяти основным направлениям:
1. Устойчивое развитие сельских территорий:
· повышение уровня и качества жизни сельского населения;
· повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
· поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства.
· поддержание почвенного плодородия;
· создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
· оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
· участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики;
3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства:
· приоритетное развитие животноводства;
· поддержка племенного животноводства;
· развитие северного оленеводства и табунного коневодства;
· развитие овцеводства и козоводства;
· проведение противоэпизоотических мероприятий;
· развитие приоритетных отраслей растениеводства;
· поддержка элитного семеноводства;
· поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
· развитие производства льна;
· производство рапса;
· закладка многолетних насаждений;
· поддержка экономически значимых программ;
· развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации;
4. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
· повышение доступности кредитов;
· повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
· техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства;
· снижение рисков в сельском хозяйстве;
5. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
· рынок зерна;
· рынок мяса;
· рынок сахара;
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем. К основным рискам относятся следующие:
· макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
· природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
· социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
· международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
· законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
3.1. Основные агрегированные показатели реализации государственной программы на 2009 г. Меры по оздоровлению финансовой ситуации в АПК
В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 25 декабря 2007 г. №25 для оценки реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в рамках, Госпрограммы, определены целевые показатели, характеризующих развитие сельского хозяйства.
3.2. Агрегированные показатели развития сельского хозяйства
На плановый период 2010-2011 гг. предусмотрена реализация новых направлений Госпрограммы:
· поддержка компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
· поддержка экономически значимых региональных программ;
· регулирование рынка молока;
· переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности.
В связи с кризисными явлениями на финансовых рынках в сфере финансового обеспечения агропромышленного комплекса складываются следующие негативные тенденции: отказы в кредитовании организаций АПК по инвестиционным проектам, а также в рефинансировании кредитов на текущую деятельность; повышение размера процентных ставок и требований к залоговому обеспечению; возникновение проблем с полнотой и своевременностью расчетов за поставленную агропродовольственную продукцию.
Учитывая, что значительная часть оборотных средств в отрасли приобретается за счет кредитов, такое положение с кредитованием сельскохозяйственных товаропроизводителей может привести к вынужденному сокращению спроса на минеральные удобрения, химические средства защиты растений, семена, комбикорма и другие материально-технические ресурсы, что будет иметь нежелательные по- следствия для обеспечения планируемых объемов производства в животноводстве и растениеводстве.
В последние время, ситуация в АПК находилась под пристальным вниманием Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Был принят ряд ключевых для отрасли решений:
· об увеличении размера возмещения затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) с 2/3 (66,7%) до 80% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (общий объем дополнительного финансирования до 10 млрд.руб.);
· о субсидировании процентной ставки по кредитам в размере 100% ставки рефинансирования Банка России для объектов животноводства;
· по целевому фондированию банков для завершения начатых инвестиционных проектов по животноводству;
· об увеличении уставного капитала ОАО «Росагролизинг» для закупки отечественной сельскохозяйственной техники;
· повышены ставки пошлины на импорт мяса птицы и свинины, снижены объемы квот на мясо птицы;
· об увеличении уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» для возможности увеличения объема интервенционных закупок, а также для замещения доли региональных банков, свернувших кредитование АПК, и поддержания устойчивости региональной сети;
· о предоставлении системообразующим предприятиям, имеющим важное значение для экономики, государственных гарантий по кредитам АПК по упрощенной схеме.
Кроме того, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Минсельхозом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти прорабатываются следующие вопросы:
· о предоставлении субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, полученным в 2007-2008 гг. на срок до одного года и пролонгированным на срок не более 6 месяцев;
· о продлении срока инвестиционных кредитов по молочному скотоводству до 15 лет и рекомендовать банкам предусмотреть возможность осуществления начала выплат заемщиками суммы основного долга с отсрочкой на 5 лет;
· о субсидировании выплаты процентов по небанковским заимствованиям по особо важным отраслевым инвестиционным проектам;
· о повышении ставок ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию;
· о разработке отвечающего интересам отечественных производителей режима регулирования импорта мяса на 2010 г. и последующие годы;
· о подписании Меморандума между Агропромышленным союзом России и Ассоциацией компаний розничной торговли «Об условиях взаимодействия розничных сетей с поставщиками сельскохозяйственной продукции и продовольствия», в том числе ограничение отсрочки платежей за поставляемые на предприятия розничной торгов- ли социально-значимые продукты питания (не более 30 дней с момента поставки);
· об ускоренном порядке возмещения экспортного НДС при экспорте зерна;
· о снижении стоимости услуг экспедиторских компаний при железнодорожных перевозках зерна на экспорт и во внутригосударственном сообщении;
· о предоставлении связанных государственных кредитов по поставке зерна из России, а также расширение поставок зерна и муки по линии гуманитарной помощи.
Тесты по разделу «АПК»
1. Главная задача агропромышленного комплекса заключается в:
a) удовлетворении потребностей населения в продуктах питания;
b) удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления;
c) максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления;
d) ускоренном развитии животноводства.
2. Первая сфера агропромышленного комплекса включает в себя:
a) предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;
b) отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей;
c) отрасли, которые обеспечивают АПК средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;
d) коммерческие банки, страховые компании и другие финансовые учреждения.
3. Вторая сфера агропромышленного комплекса включает в себя:
a) предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;