Авиационные
Генераторы
(часть 2)
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине
«Электрооборудование
летательных аппаратов
и силовых установок»
САМАРА
2004 г.
Шабалов П.Г., Галкин Е.Ф. Авиационные генераторы: Учебное пособие/Самара: СГАУ, 2004г. 92с.
В данном учебном пособии представлена система электроснабжения базового самолета МиГ-29, рассмотрена ее общая характеристика, роль и место авиационных генераторов в системах электроснабжения летательных аппаратов. Основное внимание уделено рассмотрению вопросов теории авиационных генераторов, основных законов электротехники, объясняющих принцип действия авиационных генераторов, рассмотрены основные характеристики и процессы физических явлений, возникающие при работе авиационных генераторов. В учебном пособии также изложены конструкция основные технические данные и правила эксплуатации авиационных генераторов самолета МиГ-29.
Рассмотрено на заседании цикла №2, от _______________ 2004г., и предназначено для студентов ВУЗов, обучающихся по военно-учетным специальностям ВВС.
|
|
Самарский государственный аэрокосмический университет имени
академика С.П.Королева, 2004г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
В В Е Д Е Н И Е………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1 СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ………………………………….……4
1.1. Магнитодвижущая сила и магнитное поле трехфазного
синхронного генератора при холостом ходе и нагрузке.
Реакция якоря………………………………………………………………4
Особенности реакции якоря однофазных
синхронных генераторов…………………………………………………..4
1.3 Векторные диаграммы напряжений трехфазного синхронного
генератора при симметричной нагрузке………………………………….4
ГЛАВА 2 ПРИВОД АВИАЦИОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
1.1. Гидравлический привод генератора переменного тока……………….
1.1. Гидролопаточный привод постоянной скорости ПГЛ………………
2.3. Интегральный привод-генератор ГП-21………………………………
2.3.1. Привод постоянной скорости ГП-21-03……………………………
2.3.1.1. Назначение…………………………………………………………
2.3.1.2. Основные технические данные……………………………………
2.3.1.3. Кинематическая схема………………………………………………
2.3.1.4. Стабилизация частоты вращения вала генератора ГТЗОНЖЧ12…………………………………………………………
2.3.1.5. Техническая эксплуатация………………………………………….
2.4. Генератор ГТ30НЖ412…………………………………………………
2.4.1. Назначение…………………………………………………………...
2.4.2. Устройство…………………………………………………………...
2.4.3. Электрическая схема………………………………………………..
2.4.4. Техническая эксплуатация………………………………………….
|
|
---------------------------------------------------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Основными недостатками низковольтных магистральных систем постоянного тока являются:
1) большое количество щеточно-коллекторных узлов электрических машин;
2) большой вес сети и аппаратуры;
3) большая величина коммутируемого тока;
4) большая величина энергии постоянного тока, преобразуемой в энергию переменного тока повышенной частоты с помощью вращающихся машинных преобразователей, имеющих низкий к.п.д. и большой вес на единицу мощности;
5) малый ресурс работы;
6) сравнительно малая предельная мощность авиационных генераторов постоянного тока (порядка 25 кВт) по соображениям коммутации.
Значительное повышение грузоподъемности, радиуса действия, скорости, высотности и ресурса самолетов в последние годы сделали настолько ощутимыми недостатки существующих систем электроснабжения низкого напряжения, что перед авиационными электротехниками встала задача разработки новых систем энергоснабжения. Одной из таких систем, в значительной мере лишенной указанных выше недостатков, присущих мощным низковольтным системам постоянного тока, является система переменного тока повышенной частоты– 400 Гц и повышенного напряжения — 208/120 В. Частота тока, равная 400 Гц, на основании многочисленных расчетов и исследований считается достаточно рациональной, так как обеспечивает возможность создания генераторов и двигателей переменного тока с малым весом на единицу мощности и одновременно является приемлемой, хотя и не оптимальной, для радиотехнических установок. Напряжение, равное 208/120 В и получаемое при соединении трехфазных обмоток генераторов в звезду с нулевым проводом (в качестве последнего может быть использован корпус самолета), обеспечивает существенную экономию веса сети и в то же время не представляет большой опасности для обслуживающего персонала. При оборудовании самолетов магистральными системами переменного тока в качестве источников питания используются синхронные генераторы. Для обеспечения постоянной частоты они должны иметь постоянную скорость вращения. В случае привода генераторов от авиадвигателей, имеющих переменную скорость вращения, необходимы дополнительные, промежуточные установки между А.Д. и генераторами для преобразования скорости вращения. Сложность создания таких установок надолго задержала внедрение систем переменного тока в качестве магистральных. В настоящее время эта задача решена на базе использования гидравлических и воздушных приводных установок. На легких самолетах, где переменный ток является вспомогательным видом энергии и преобладают потребители, менее чувствительные к частоте тока, а также на самолетах с турбовинтовыми двигателями, имеющими практически постоянную скорость вращения на крейсерском режиме, обычно используют непосредственное сочленение синхронного генератора с авиадвигателем. В этом случае ряд потребителей при отклонении частоты за допустимые пределы от сети отключается.
ГЛАВА 1. СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ