Одной из задач психологической службы в школе является отбор детей в школу, что по своей сути является диагностикой готовности ребенка к обучению в школе. В настоящий момент существует множество методик, позволяющих сделать это. Разработанной являются также теоретическая и методическая часть данной задачи. Однако на практике алгоритм проведения обследования будущего учащегося, а порой и критерии оценки (внутригрупповые нормы), психолог каждой школы разрабатывает сам. Реальность такова, что каждый специалист стремится реализовать свои интересы к той или иной методике, тому или иному способу работы.
Существует три основные составляющие готовности ребенка к школе – физиологическая, социальная и психологическая. Соответственно ребенка, проходя медико-психолого-педагогическую комиссию, диагностируют три эксперта. Нас интересует психолого-педагогическая составляющая этого процесса, которая, тем не менее, неразрывно связана и с физиологическим развитием ребенка.
В процессе психологического обследования выявляются следующие учебно-важные качества: мотивы учения; зрительный анализ; способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произ-вольность регуляции деятельности; обучаемость; вербальная механическая память. Для диагностики каждого из них существует ряд методик, характеризующихся своими плюсами и минусами. Однако даже если предположить, что каждое учебно-важное качество будет диагностировано с помощью одной методики, то общее время обследования может занять по времени (исхо-дя из условий проведения каждой методики) от часа до двух. При этом утомляемость ребенка-дошкольника наступает уже через полчаса – сорок минут, а у некоторых детей еще раньше.
Возникает проблема: в условиях реальной практической деятельности психолог должен диагностировать определенный ряд психических качеств за весьма ограниченное время и на основании этого сделать вывод о готовности ребенка к обучению в школе, рекомендовать класс.
Объектом нашего исследования является психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Предметом – методы и особенности отбора детей в школу.
Целью работы является подбор оптимального пакета методик для диагностики психолого-педагогической готовности ребенка к школе в условиях консультационной деятельности.
Глава 1. Основные критерии готовности ребенка к школе