Социально-психологическая готовность

Подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готов­ности к школе, таким образом, принимается некоторый необхо­димый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Можно предста­вить общительного ребенка, который имеет много друзей, однако совсем не любопытен — и, конечно, по отношению к нему школа не выполняет своего основного предназначения — образовательного. Не редок и другой случай — сосредоточен­ный на учебе ребенок является мишенью для насмешек однокласников, и его школьную жизнь вряд ли можно назвать счастливой.

Источником горьких переживаний первоклассника может быть не только плохая, отметка, но и конфликты со сверстниками. С началом школьной жизни ребенок вступает в совершенно новые социальные отношения с другими людьми. По отношению к учителю ребенок оказывается в положении зависимого, принимающего информа­цию (знания) и оценку (отметки и похвалы). При этом ответить тем же ребенок не может — он выражает свое отношение к учителю только признательностью и готовностью сотрудни­чать. Здесь главенствует стремление к знаниям, познавательные побуждения.

Что же касается отношений с другими учениками, то здесь ребенок вступает в равноправные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих школьных интересах. Дети могут взаимно радоваться, обижать или порицать друг друга, но при этом они обладают одними и теми же возможностями выражения своих чувств. В отношениях с детьми у младших школьников преобладает социальное побуждение, стремление к общению.

I. Теоретические основы проблемы

1.1 Характеристика понятия «психологическая готовность ребенка»…………5

1.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на данную проблему...7

1.3 Компоненты психологической готовности:

а) физическая готовность……………………………………………………11

б) мотивационная готовность……………………………………………….14

в) умственная готовность……………………………………………………17

г) эмоционально-волевая готовность………………………………………27

д) готовность к общению……………………………………………………30

II. Экспериментальное исследование………………………………………….32

2.1 Выявление психологической готовности старших дошкольников к школе (констатирующий эксперимент)……………………………………………….34

2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента «Скоро в школу»……………………………………………………………………………43

2.3 Анализ полученных результатов в констатирующем и контрольном экспериментах……………………………………………………………………45

Заключение……………………………………………………………….46

Список литературы………………………………………………………48

Приложение……………………………………………………………….52


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: