Плоскостопие — это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении сводов стопы. Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, это чаще врожденная форма, при которой стопы имеют характерный вид — «стопа-качалка» или «пресс-папье».
Гораздо чаще ставится диагноз: «плоско-вальгусная установка стоп». В этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи (рис. 236).
Стопа несет большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе! Эти важные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением: стопа состоит их трех сводов, которые образованы костями и укреплены мышцами и связками.
Внутренний продольный свод расположен на внутренности стопы (от пятки до I пальца) и обеспечивает рессорную функцию. Наружный продольный свод, соответственно расположен на наружной части стопы и обеспечивает ее опорность. Поперечный свод также, как и внутренний продольный, смягчает удары при движении.
|
|
В образовании нормальных сводов важную роль играет не только правильное взаиморасположение многочисленных частей стопы, но и нормальное состояние ее связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени.
Детская стопа не является точной, только уменьшенной, копией взрослой стопы, она имеет свои характерные особенности. Костный аппарат, еще неокрепший, имеет частично хрящевую структуру, мышцы и связки еще слабы и очень подвержены растяжению. Окончательно своды стопы формируются к 3-4 годам, хотя относительная слабость мышечно-связочного аппарата отмечается до 6-7 летнего возраста даже у здоровых детей.
Кроме того, стопы ребенка до 3-х лет кажутся плоскими потому что выемку свода заполняют мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. В том, что это плоскостопие мнимое, можно убедиться простым способом: поставьте босого ребенка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутренней стороны. Свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция отделена от твердой поверхности стола или пола слоем жира.
Рис. 236. Отклонение пяток кнаружи
Но если, глядя на ребенка сзади, вы заметили, что его пятки отклонены кнаружи от продольной оси голени или ваш малыш снашивает свои первые ботиночки «заламывая» задники и стирая внутреннюю часть подошвы или каблука — то это достаточно серьезный повод для обращения к ортопеду.
Ранняя диагностика, своеврменное начатое лечение или профилактика предотвратит развитие плоскостопия и сделает ножки вашего ребенка здоровыми и крепкими.
|
|
Плоско-вальгусная установка стопы у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Нарушения мышечного тонуса, общая мышечная слабость, недоношенность, частые и длительные острые респираторные вирусные заболевания, бронхиты, пневмонии и, особенно, рахит неблагоприятно сказываются на состоянии стоп.
Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребенка, достаточная его двигательная активность.
Уже в младенческом возрасте следует обеспечить малышу наибольшую свободу движений, мышцы его должны правильно развиваться. Нельзя стеснять стопы ребенка тугими ползунками, тесными носками, не стоит детям до 1 года надевать жесткую обувь.
Массаж и гимнастика в раннем возрасте, плавание значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребенка. Такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим нагрузкам на стопы.
Очень ответственный этап — вставание ребенка на ноги и первые шаги. Ожидая этого с вполне понятным нетерпением, многие родители стараются ускорить события. Не торопитесь, пусть ваш малыш ползает до тех пор, пока не встанет самостоятельно. Ползание — очень полезный навык для укрепления мышц всего тела. Не ограничивайте его манежем. Длительное стояние — слишком большая нагрузка для неокрепших еще костей, мышц и связок стоп ребенка. У детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область внутреннего свода, падают более значительные нагрузки.
Излишний вес ребенка еще больше усугубляет ситуацию, полные малоподвижные дети страдают плоскостопием особенно часто.
К сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьезно и считают, что с ростом ребенка стопы сами собой приобретут нормальное строение.
Однако, данное заболевание самым неблагоприятным образом сказывается на всей опорно-двигательной системе ребенка. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника.
Кроме того, малыш, страдающий плоскостопием, не может овладеть правильными экономичными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги. Ребенок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников.
Отсутствие рессорной функции уплощенной стопы приводит к постоянной мйкротравматизации позвоночника, спинного и головного мозга. Повышенная утомляемость, нарушения нервных процессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах.
Деформация стоп — процесс прогрессирующий, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся значительно труднее и требуют гораздо больших усилий.
Лечение плоскостопия и плоско-вальгусной деформации стоп должно быть комплексным. Массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь — средств коррекции достаточно. Важно, чтобы процесс исправления дефектов стоп был непрерывным и достаточно длительным, включал в себя меры, укрепляющие весь организм ребенка.
Массаж
При плоскостопии и плоско-вальгусной установке стоп массаж проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребенка. Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног), области ягодиц, ноги массируются по специальной методике.
|
|
Итак, ребенок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик.
Массаж спины: поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям — к подмышкам. Растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание.
• Пояснично-крестцовая область: поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны.
•Ягодичная область: поглаживание в круговом или х-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание, тонизирующие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), снова поглаживание.
•Задняя поверхность ноги: общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, легкие ударные приемы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание.
• Массаж голени (задней поверхности) более дифференцированный, т. к. состояние мышц при плоско-вальгусной установке стопы различно.
После общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу.
По наружной ее части (латеральной головке) выполняется легкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание. Широко применяются расслабляющие приемы: поглаживание, потряхивание, растяжение.
На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приемы: энергичное растирание тыльной поверхности согнутых пальцев, интенсивное разминание, легкие ударные приемы (поколачивание пальцами, рубление).
• При массаже стопы ей придают положение легкой супинации (поворота подошвой кнутри).
Подошву поглаживают и интенсивно растирают.
Внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват.
После того, как проведен массаж задней поверхности одной ноги, переходят к массажу другой.
|
|
И. п: ребенок лежит на спине, под коленями — валик. Проводится общее поглаживание ноги.
• Передняя поверхность бедра: поглаживание, растирание, мягкое разминание, потряхивание, снова поглаживание от колена вверх и кнаружи.
• Передняя поверхность голени: поглаживание от стопы до колена, растирание, разминание, снова поглаживание.
• Область голеностопного сустава: поглаживание и растирание вокруг лодыжек, более интенсивно— вокруг внутренней лодыжки.
•Массаж тыльной поверхности стопы проводится одной рукой, другая удерживает стопу в положении легкой супинации.
Здесь используются приемы поглаживания, граблеобразного растирания (растирание расставленными пальцами по межкостным промежуткам). Еще раз можно промассировать внутренний край стопы, особенно область I пальца.
Затем массируется передняя поверхность другой ноги.
Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени: укрепляет ослабленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановления их согласованной работы.
Кроме того, улучшая тонус и кровоснабжение мышц, связок и костей стопы, массаж способствует улучшению их питания и, следовательно, нормальному развитию и росту нижних конечностей.
Эффективность массажа возрастает, если на его фоне проводить корригирующие упражнения.
Для начала эти движения в стопах могут быть пассивными, то есть выполняться с вашей помощью.
• Супинация стопы (поворот стопы подошвой кнутри)
• Тыльное сгибание стопы
• Подошвенное сгибание стопы
Рис. 237. Удержание подошвами игрушки
• Сгибание пальцев
• Супинация обеих стоп, захват и удержание подошвами небольшой округлой игрушки (кегли, мячика и т. п.) (рис. 237).
• Вращение стоп
Эти упражнения обязательно входят в комплекс лечебной гимнастики, со временем ребенок освоит эти движения и будет выполнять их самостоятельно.