Функция управления маркетинг (от англ. market - рынок) представляет собой комплексную систему организации производства и сбыта продукции, ориентированную на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка. Таким образом, понятие маркетинга включает в себя анализ рынка, разработку товаров и услуг, ценовую политику, рекламу. Различают следующие виды маркетинга:
• дифференцированный - рассчитанный на использование отдельных сегментов рынка;
• конверсионный - создающий условия для преодоления отрицательного спроса;
• концентрированный - сосредоточивающий усилия на отдельных рынках;
• массовый - применяемый к товарам массового потребления;
• противодействующий - направленный на ограничение иррационального спроса;
• развивающий - ориентированный на превращение потенциального спроса в реальный;
• стратегический - основанный на изучении внутренних и внешних возможностей организации;
• целевой - предусматривающий ориентацию на определенный сегмент рынка;
|
|
• ценовой - основанный на установлении оптимальной цены товара.
Необходимость использования маркетинга в системе управления здравоохранением обусловлена, прежде всего, формированием элементов рыночных отношений в здравоохранении с развитием частного сектора на рынке медицинских товаров и услуг. При этом дальнейшее развитие частного сектора в здравоохранении становится невозможным без внедрения социально-ориентированного, этического маркетинга, главной целью которого должно стать удовлетворение потребности пациентов в получении качественной медицинской помощи с соблюдением этических норм и нравственных принципов.
Медицинский маркетинг - это комплекс мероприятий, направленный на изучение спроса, организацию производства и создание условий для удовлетворения потребности населения в различных видах медицинских товаров и услуг.
Анализ применения маркетинговых технологий в деятельности медицинских организаций позволил выделить три основные задачи маркетинга в системе управления здравоохранением:
1) исследование рынка медицинских товаров и услуг;
2) разработка новых медицинских товаров и услуг;
3) организация реализации произведенных медицинских товаров и услуг.