Механизмы реализации

1. Введение законодательных механизмов, обеспечивающих недопустимость монополии какой бы то ни было этнической группы по контролю над территорией, институтами власти и природными ресурсами. Равенство прав обусловливает необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных национальных групп.

2. Нынешняя самоорганизация некоторых этнических общностей должна быть дополнена самоорганизацией в форме национально-культурных автономий (НКА). В концептуальной основе НКА лежит положение о том, что национальные права закрепляются не за территориями, не за общностями, а за индивидами, свободно вступающими в объединения с представителями своей национальности.

3. Оказание поддержки наименее защищенным этническим группам, прежде всего коренным малочисленным народам. Особую опасность для них представляет агрессивность молодого российского предпринимательства. При слабом государственном контроле она зачастую ведет к чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, к подрыву всей системы традиционного жизнеобеспечения малочисленных народов. Поэтому государство должно взять на себя задачу контроля и сохранения уязвимых этнических культур и общин. Первоочередная государственная поддержка необходима также всем этническим категориям беженцев и вынужденных переселенцев из зон межнациональных конфликтов.

Этапы реализации этнополитической интеграции[3].

«Этап интеллектуальной подготовки» – начало интеграции, когда она поддерживается и продвигается преимущественно усилиями интеллектуалов; на этой стадии концентрируются усилия государства на информационной, аналитической и идеологической подготовке интеграции. Эффективным средством, противодействующим этническому размежеванию, является подведение черты под историей раздора и внимание к эмоционально насыщенным символам национального примирения [4].

На этом этапе необходимо также активная политика по формированию чувства «МЫ». Националисты в своих технологиях этнического манипулирования активно используют «образ врага». Поиск врагов – одна из самых опасных ловушек для общественного развития, особенно для неокрепших демократий. Вместе с тем «внешний вызов», мобилизующий на ответные действия, может быть использован как инструмент этнополитической интеграции и развития коллективного самосознания «Мы», но только в случае его формирования на позитивной основе. Например, «Мы» не против кого-то, «Мы» за то, чтобы совместными усилиями занять более достойное место в мировом сообществе.

Чрезвычайно важна концентрация интеллектуальных усилий для утверждения и моральной легитимации базовых терминов этнополитической интеграции. Прежде всего, в массовом сознании и в общепризнанной политической лексике должен утвердиться термин «россияне». Граждане России значительно реже используют единое неэтническое самоназвание, чем граждане США. Более того, термин «россияне» подвергается постоянным нападкам не только со стороны националистов, но и части либеральной общественности, которой чудится в этом слове возврат к идее создания «новой исторической общности советского народа».

Разумеется, важной задачей политики интеграции должно стать содействие воспитанию этнической толерантности россиян – как через систему образования (от дошкольного до высшего), так и через средства массовой информации. Интеллектуальная подготовка интеграции состоит также в разработке системы показателей, содействующих процессу межнационального сотрудничества на основе общегражданского единства. Так, весьма актуальна разработка комплекса статистических показателей и эмпирических индикаторов для государственной системы раннего предупреждения и урегулирования конфликтов, а также проектирование самой этой системы.

«Этап политических действий» – вовлечение в интеграционные процессы региональных политических элит и формирование сети политических институтов, направляющих процесс интеграции. Формирование общероссийской политической элиты, включающей в себя представителей этнических элит народов России, является центральным звеном этнополитической интеграции. Основным инструментом этого процесса является более активная инкорпорация этнических элит в федеральные органы власти.

«Этап массовых движений» – обеспечение широкой массовой поддержки идеи и практики интеграции. Важнейшей формой самоорганизации граждан в сфере национально-культурного развития и одновременно разновидностью общественного самоуправления является национально-культурная автономия. Первоначально в НКА видели, в первую очередь, форму удовлетворения культурных, духовных потребностей дисперсно расселенных этнических общностей. Однако в ряде случаев НКА может выступать как форма политического представительства и правовой защиты этнических меньшинств и коренных малочисленных народов. Предстоит определить правовые основы деятельности различных форм НКА и разработать процедуры их диалога с органами государственной власти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: