Механизмы реализации

1. Задача достижения ценностной определенности требует различных шагов – от символических акций до принятия серьезных решений. Исчерпывающим образом их перечислять невозможно и нецелесообразно, поскольку речь идет о вещах, хотя и имеющих значительные политические последствия, но находящихся в плоскости, скорее, духовной, нежели материальной жизни. В ближайшей перспективе речь должна идти о разработке отдельной программы, направленной на преодоление кризиса идентичности российского общества, с включением в нее следующих направлений и мер.

· Законодательная конкретизация требований, содержащихся в статье 13 Конституции РФ, вводящей запрет на деятельность общественных объединений, в т.ч. и партий, «цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». На основе этого закона предстоит определить те общественные объединения, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации.

· Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» следующего характера:

- замена судебного порядка приостановления деятельности общественных объединений на административный. Приостанавливать их деятельность на законны основаниях и по определенной процедуре должны органы юстиции как органы, регистрирующие общественные объединения и контролирующие законность их деятельности. При этом сохраняется общий конституционный принцип - право общественных объединений обжаловать в суде решения о применении к ним такой меры ответственности;

- применение мер ответственности к общественным объединениям, в том числе и внесение заявление о ликвидации, целесообразно оставить исключительно за органами юстиции, а не прокуратуры, как сегодня;

- введение обязательной регистрации общественных объединений в органах юстиции (именно такой принцип заложен в Законе о средствах массовой информации). Регистрация не есть средство подавления общественной активности. Это лишь средство контроля исключительно за законностью деятельности общественных объединений. Государство не должно выбирать, какие организации ему нужны. Оно должно лишь строго контролировать, соблюдают ли эти организации Конституцию страны и ее законы.

· Комплекс мер для решения вопроса о памятниках деятелям тоталитарной эпохи, массовое существование которых противоречит ст. 13 Конституции РФ, закрепляющей политическое и идеологическое многообразие.

· Комплекс мер для решения вопроса о провозглашении акта о правопреемстве Российской Федерации от Российского государства по его состоянию на 2 марта 1917 г. Такое обращение к принципам докоммунистического правового строя осуществлено в большинстве стран Восточной Европы и некоторых республиках бывшего СССР, что дало мощный импульс национальному самосознанию. На первый взгляд, предложение представляется излишне радикальным. Но, во-первых, речь идет о последовательных и разъясняемых шагах. Во-вторых, предлагаемый процесс способен по глубине своего воздействия на общественное сознание стать альтернативой негативным чувствам, испытываемым до сих пор значительной частью российского общества по поводу распада СССР. Фактически речь идет об обретении народом своей исконной родины – России. В-третьих, реализация предложений на самом деле способна лишь объединить общество, ибо она включает глубинную мотивацию – потребность в общенациональной гордости, основанной на исторических традициях. В-четвертых, духовно-правовая самоидентификация России и все связанные с нею акции станет своеобразным приглашением к возвращению домой русской диаспоры во всем мире. А Россия сегодня крайне нуждается в своих соотечественниках, не порвавших с национальными корнями и в то же время лишенных «советских» стереотипов. Возможно, такое возвращение станет наиболее сильным, не вычисляемым рациональными методами, катализатором для рывка нашей страны вперед.

· Демифологизация российской истории. Необходима ревизия учебных программ и учебников по истории в средней школе и вузах, в ряде которых до сих пор события преподносятся с искаженных классовым подходом позиций.

2. Законодательное стимулирование процесса создания устойчивых партий и дестимулирование образования партий маргинального толка предполагает следующие меры.

· Принятие федерального закона «О политических партиях в Российской Федерации» (предыдущий вариант данного закона был отклонен Советом Федерации в 1996 году). В этом законе, в частности, следует предусмотреть:

- определение четких критериев для создания общефедеральной партии;

- допустимость участия в выборах только партий, но не избирательных блоков и политических движений (в качестве временной меры до образования нескольких крупных партий);

- возможность бюджетного финансирования общефедеральных партий, чьи депутаты составляют в Государственной Думе определенную численность (например, не менее 45 человек);

- государственный контроль за финансовой деятельностью партий;

- обязательную открытость для общества политической и организационной деятельности партий.

· Принятие нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который должен будет установить новую избирательную систему. Смысл изменения этой системы состоит не в предпочтении пропорциональной или мажоритарной системе, а в наличии регуляторов, тормозящих дробление партий и затрудняющих возможность выдвижения так называемых независимых кандидатов. В частности, необходимо:

- окончательно отказаться от института сбора подписей, но при этом существенно поднять размер избирательного залога;

- предоставить возможность бесплатного использования эфирного времени и газетных площадей для проведения предвыборной агитации исключительно тем кандидатам, которые баллотируются от партий;

- при условии сохранения пропорциональной системы ликвидировать возможность голосования за список, в частности отменить «федеральную часть» списка (голосуя за определенную партию, избиратель должен одновременно знать, кто именно представляет ее в данном округе);

- установить возможность отстранения от участия в избирательной кампании кандидатов в депутаты и при определенных условиях выдвинувших их партий за ведение предвыборной агитации, разжигающей социальную, национальную и расовую вражду.

3. Задача создания более адекватной современным потребностям модели разделения властей предполагает следующие меры.

Президент и Правительство. Необходимо существенно усилить роль Президента страны как главы государства, что требует его равного дистанцирования от всех ветвей власти. При этом речь не идет о превращении поста Президента в сугубо представительский (для современной России это было бы самоубийственно). Речь идет об изменении баланса президентских функций и полномочий в сторону укрепления его роли стабилизатора всей политической жизни, гаранта прав человека, эффективного обеспечителя согласованного функционирования деятельности органов государственной власти.

Это означает, что конституционно должны быть значительно усилены и расширены полномочия Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности, правового порядка, стабильности в стране, ее целостности. В этом случае:

- Президенту предоставляется мощный рычаг обеспечения законности в регионах. Он наделяется правом применять к главам субъектов РФ (выборным главам исполнительной власти субъектов РФ) определяемые федеральным законом меры ответственности вплоть до приостановления полномочий соответствующего должностного лица. При этом в механизм ответственности в обязательном порядке должна быть включена судебная инстанция;

- Президент приобретает право единолично назначать и освобождать от должности руководителей Генеральной прокуратуры РФ. Такое полномочие следует считать оправданным, поскольку речь идет о главе государства, который отстраняется от партийных пристрастий и сосредоточивается на защите основных конституционных ценностей;

- за Президентом остается право назначать и освобождать тех министров и руководителей других исполнительных органов, деятельность которых осуществляется в сфере его ответственности: МИД, Минобороны, МВД, иных правоохранительных органов, Минюста, спецслужб. Он вправе давать им в рамках своей компетенции обязательные для исполнения поручения, одновременно информируя об этом главу Правительства;

- бывшим президентам предоставляется право пожизненного сенаторства (членства в Совете Федерации).

При таком варианте сужаются полномочия Президента по формированию Правительства РФ. Модель назначения Председателя Правительства РФ может выглядеть следующим образом.

1) Правительство слагает с себя полномочия не перед вновь избранным Президентом, а перед вновь избранной Государственной Думой.

2) Премьер-министр РФ назначается Президентом РФ по представлению Государственной Думы, которое должно быть поддержано двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3) Если расстановка партийных сил в Думе такова, что она не в состоянии в течение определенного срока представить такую согласованную большинством кандидатуру, Президент самостоятельно назначает Премьер-министра.

4) Дума имеет возможность либо через год вновь предложить свою кандидатуру, либо официально поддержать действующего Премьер-министра.

Исходя из идеи усиления роли Президента только как главы государства, из его полномочий исключаются: определение основных направлений внутренней и внешней политики, обращение с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию; назначение вице-премьеров, министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением тех, чьи сферы подведомственны Президенту как главе государства); право председательствовать на заседаниях Правительства.

Должна быть существенно расширена роль Правительства в определении судьбы того или иного закона. Это возможно сделать посредством введения института контрассигнатуры Премьер-министра. Другими словами, Президент вправе подписывать закон лишь при условии подписи Председателя Правительства. Коль скоро Правительство отвечает за проводимый им социально-экономический курс, оно должно иметь влияние на законотворческую деятельность.

Положительные стороны:

- повысится эффективность президентской власти;

- Президент обретет более высокую степень политической маневренности;

- усилятся гарантии правового порядка в стране;

- появится возможность для формирования более стабильного и ответственного Правительства.

Отрицательные стороны:

- образуется новый центр власти (самостоятельное Правительство), что в условиях неразвитых демократических традиций может оказаться негативным фактором;

- не вполне удастся провести водораздел между сферами ответственности Президента и Правительства с учетом того, что некоторые руководители ведомств, входящих в сферу ответственности Президента, являются одновременно членами Правительства;

- Президент не должен быть представителем какой-либо политической партии. Но тогда возникает проблема отбора кандидатов на должность Президента.

Изменение функций и полномочий Президента РФ и Правительства РФ требуют внесения конституционных поправок, что само по себе не является положительным фактором. Поэтому в обозримом будущем возможны промежуточные формы (создание политической традиции) практического внедрения идеи. Речь идет прежде всего о постепенном введении в практику партийного принципа формирования Правительства, причем не в виде включения в его состав представителей от разных парламентских фракций, а в виде мандата на проведение определенного курса, доверяемого главой государства той или иной политической силе.

Совет Федерации и Государственная Дума.

Совет Федерации должен быть превращен в постоянно действующую палату. Сегодня он является таковой только формально. Но фактически порядок его работы дискретный. Потому и в законодательном процессе роль Совета Федерации не настолько велика, какой она должна была бы быть в двухпалатном парламенте. Главную идею здесь можно сформулировать как приближение Совета Федерации к статусу полноценного сената. Руководители органов власти субъектов Федерации не должны быть сенаторами. В то же время эти руководители (как мягкий вариант перехода, не требующий конституционных поправок) должны иметь возможность влиять на состав верхней палаты путем предоставления права выдвигать своих представителей для избрания их в Совет Федерации населением и права предлагать населению отзывать их. Помимо представителей субъектов РФ должны получить право входить в Совет Федерации бывшие президенты, если они не были отрешены от должности, а также бывшие судьи Конституционного Суда РФ. Это должно подчеркнуть и повысить значимость и здоровый консерватизм сената.

Формируемый по-новому Совет Федерации получит и новые права. Он будет становиться действительно полноценной верхней палатой, поскольку приобретет более значимую роль в законодательном процессе – основном виде деятельности Парламента: Государственная Дума как бы производит законопроекты, доводит их до высшей степени юридической готовности, но окончательно закон принимается только Советом Федерации.

Развитие парламентаризма предусматривает, разумеется, введение полноценного парламентского контроля. Для этого, в частности, должен быть введен институт парламентских расследований и даже возможность учреждения на время расследования должности независимого прокурора. Этим, однако, не исчерпываются возможности парламентского контроля за исполнительной властью. Одним из новых полномочий Парламента должно в перспективе стать законодательное определение структуры федеральных органов исполнительной власти (необходима конституционная поправка). Как известно, сегодня такую структуру утверждает Президент РФ. Но интересы разумной стабильности государственного аппарата требуют законодательного оформления такой структуры. Одновременно появляется и еще один рычаг парламентского контроля за исполнительной властью. Такое изменение возможно, однако, при успешном проведении реформы власти и не является первоочередным.

Один из больных сегодня вопросов – использование депутатского иммунитета в целях, далеких от цивилизованного парламентаризма. Сохраняя в целом принцип парламентской свободы, необходимо предусмотреть, что согласие на снятие депутатского или сенаторского иммунитета по представлению Генерального прокурора РФ вправе дать Председатель Верховного Суда РФ, а не сама палата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: