Защита прав акционеров (инвесторов)

Привлечение инвестиций в предприятия оставалось наиболее слабым звеном сложившейся модели рынка в течение всех 90-х гг. Приватизация не дала заметных инвестиций на предприятия. В законодательстве пока слабо развиты многие необходимые механизмы защиты прав акционеров (проблемы дополнительных эмиссий, прозрачности, защиты разных категорий акционеров, вывода активов, инсайдерских сделок, лояльности управляющих, реального контроля за результатами деятельности).

Пост-приватизационное перераспределение собственности является нормальным и эффективным механизмом корпоративного управления и контроля за менеджерами в рамках цивилизованных процедур, если итогом такого перераспределения становится эффективность компании на микроуровне, экономический рост в рамках национальной экономики.

В условиях российской специфики этот механизм в значительной степени направлен на обеспечение контроля финансовых потоков в интересах узких групп лиц. Тенденции перераспределения собственности сохранятся в ближайшие годы, что может усилить нестабильность прав собственности и потребует совершенствоания мер защиты интересов акционеров (инвесторов). Приоритетной задачей, таким образом, остается формирование четкого правового поля такого перераспределения. Именно эта часть законодательства должна стать надежной правовой основой для переспределения инвестиционных ресурсов – цивилизованного рынка капиталов.

Соответственно, задачи защиты прав акционеров (инвесторов) и усиления мер воздействия на нарушителей в данной области приобретают особую актуальность. Требуется детальный анализ типовых корпоративных конфликтов и применявшихся способов их урегулирования. На этой основе должны быть, во-первых, внесены адекватные поправки в законодательство, во-вторых выработаны типовые модели ответных реакций как уполномоченных органов государственной власти, так и частных лиц.

С началом этапа экономического роста формирование российской модели корпоративного управления будет связано с целым рядом факторов:

- снижением доходности и масштабов заимствования государства на рынке государственных ценных бумаг (что долгое время отвлекало денежные ресурсы и, прежде всего, ресурсы банков от инвестиций в реальный сектор);

- развитием российской правовой базы в целом, в частности создание института обеспечения кредитов в реальный сектор на основе приватизации земли и недвижимости и развития института ипотеки, а также укрепления правового положения кредиторов;

- введением законодательной и фактически реализуемой ответственности за нарушение прав акционеров (кредиторов), что обеспечит большую заинтересованность в инвестировании в предприятия;

- повышением открытости предприятий инвесторам (раскрытие информации, реформа бухгалтерского учета).

В области корпоративного права необходимо акцентировать внимание на:

- расширении сферы мониторинга за действиями управляющих предприятия и крупных акционеров со стороны совета директоров и мелких акционеров;

- ответственности за сделки совершаемые с использованием служебной информации;

- уточнении понятия «аффилированное лицо», усилении полномочий по применению мер ответственности за совершение сделок управляющими при наличии конфликта интересов;

- расширении требований раскрытия информации и ответственности за содержание раскрываемой информации;

- предотвращении «размывания» акционерного капитала;

- ограничении «перекрестного владения» акциями;

- ужесточении требований к ответственности независимых оценщиков в случаях их обязательного привлечения к оценке имущественных объектов;

- совершенствовании понятия «добросовестный приобретатель», оснований признания сделок недействительными, находя разумный баланс между восстановлением нарушенных прав собственников и стабильностью, интересами гражданского оборота;;

- ужесточении принципа ответственности должностных лиц, директоров и контролирующих акционеров за причинение ущерба самому акционерному обществу, или отдельным акционерам - управляющие должны проявлять большую степень разумности и добросовестности при управлении имуществом, а в случае нарушения ими норм корпоративного управления применение мер ответственности вплоть до уголовного преследования.

Закон “Об акционерных обществах” особенно нуждается в целом ряде изменений:

- установление преимущественного права всех акционеров на приобретение размещаемых дополнительных акций независимо от наличия указания об этом праве в уставе акционерного общества при размещении посредством как открытой, так и закрытой подписки;

- защита прав акционеров при реорганизации акционерных обществ (при разделении и выделении акции создаваемых обществ получают все акционеры, с теми же правами, которые им принадлежат в разделяемом общества и обществе, из которого осуществляется выделение, и в количестве, пропорциональном количеству этих акций);

- возможность принятия решения о размещении дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки только общим собранием акционеров;

- запрет превращения формально открытой подписки в фактически закрытую путем установления требования об оплате акций специфическим имуществом;

- введение правила, по которому при уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости должна уменьшаться номинальная стоимость всех акций;

- предоставление совету директоров больших прав при осуществлении контроля за функционированием исполнительных органов общества (возможность приостановления полномочий исполнительных органов общества по решению совета директоров при одновременном создании временных исполнительных органов);

- уточнение правил созыва и проведения общего собрания акционеров;

- установление детального порядка совершения крупной сделки, связанной с размещением акций и иных ценных бумаг

.Это не значит, что необходима абсолютная и безоговорочная поддержка только мелких акционеров со стороны закона и государства против крупных держателей. Речь идет о доминировании общего принципа защиты прав собственности,. Принимаемые меры должны быть направлены на создание действующего в современных российских реалиях механизма контроля, который мог бы затруднять инсайдерам манипуляции с активами в ущерб как самому предприятию, так и остальным акционерам, кредиторам и государству.

Последовательность предоставляемых прав в данном случае должна облегчить мелкому акционеру упрощенные и поддерживаемые регулирующими органами процедуры реализации следующих возможностей:

- регламентированный доступ мелкого акционера к информации и снижение издержек такого доступа;

- право инициирования обсуждения проблемных вопросов на общем собрании;

- право обращения в суд с исками о нанесенном ущербе и создание стимулов для специализированной деятельности по защите прав акционеров и инвесторов в суде, формируя необходимую судебную практику.

Вместе с тем само по себе корпоративное право не способно дать адекватный ответ массовому воровству (через трастовые схемы, трансфертные цены, договора о сбыте с занижением цены и т.д.) и узкогрупповому контролю финансовых потоков в ущерб отдельным группам акционеров, кредиторам, государству.

Нарушения требований о раскрытии информации должны предотвращаться как по линии реализации норм законов «Об акционерных обществах», «О защите прав и законных интересов инвесторов», «О рынке ценных бумаг», так и посредством введения международных стандартов бухгалтерского учета (с разделением налоговой и финансовой отчетности), введения уголовной ответственности за нераскрытие информации.

Необходимо законодательно закрепить возможность (основания и порядок) проведения аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности эмитентов по инициативе акционеров (группы акционеров) за счет средств эмитента.

Проблемы вывода активов («освобождение от активов») и трансфертного ценообразования в ущерб эмитенту, акционерам, кредиторам и государству должны решаться как в рамках норм закона «Об акционерных обществах», так и посредством практического применения норм Уголовного кодекса (ст. 165, 201, 204), совершенствования налогового законодательства и его правоприменения (по отношению к эмитенту и физическим лицам – бенефициарам контроля финансовых потоков), совершенствования форм финансовой отчетности, по линии реформы трудового законодательства (упрощение процедуры увольнения генеральных директоров), усиления требований к порядку совершения крупных сделок и сделок заинтересованных лиц.

В частности, необходимо правовое урегулирование противоречия между законом “Об акционерных обществах” и Кодексом законов о труде в части увольнения генерального директора АО. Введение контрактной системы найма (которая сегодня не принимается во внимание судом со ссылкой на КзоТ) облегчило бы применение мер ответственности к исполнительным структурам АО.

Принятие Закона “Об аффилированных лицах” необходимо для четкого определения понятия аффилированного лица и установления требований и порядка совершения сделок с аффилированными лицами или с участием аффилированных лиц, способствующих раскрытию фактов злоупотребелния управляющими своими полномочиями и привлечению их к ответственности. Принятие Закона “Об ответственности за совершение сделок с использованием служебной информации” («Об инсайдерских сделках») необходимо в целях установления ответственности лиц, располагающих служебной информацией, за совершение сделок с использованием такой информации в своих интересах (с получением незаконного дохода) или передавших такую информацию для совершения сделок третьими лицами. В этом законе должны присутствовать нормы, определяющие круг лиц, располагающих служебной информацией; нормы, устанавливающие запрет на использование ими такой информации для заключения сделок и передачу ее для совершения сделок третьим лицам; санкции и методы контроля со стороны государства.

Роль государственного регулирующего органа должна состоять,

во-первых, в законодательном обеспечении условий реализации прав акционеров.

Во-вторых, при государственном регулирующем органе (под его контролем) целесообразно учреждение института, по функциям сходного с третейским судом для рассмотрения корпоративных конфликтов. Последний в рамках действующего законодательства не сможет устанавливать весомые санкции административного и уголовного характера, однако станет важнейшим элементом выработки норм корпоративной культуры («культуры контракта») и промежуточной инстанцией перед арбитражным или уголовным судебным процессом.

Наиболее целесообразный путь развития российского корпоративного законодательства – это “пошаговое” совершенствование уже имеющихся законов в целях построения сбалансированной правовой модели и системы регулирования, защищающей интересы всех потенциальных участников корпоративных отношений. При этом для проведения в жизнь идеологии «эффективного собственника» требуются адекватные меры государства практически по всем направлениям экономической и правовой реформы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: