Налогообложение добычи углеводородов

Особого внимания заслуживает модификация налогообложения нефтедобычи. Занятые в этой сфере компании дополнительно к налогам общего применения уплачивают специальные ресурсные налоги, к которым относятся платежи за пользование недрами, или роялти (ставки – от 6 до 16% от стоимости добытой нефти в зависимости от месторождения), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ставка – 10%), акциз и экспортная пошлина на нефть.

Действующая система налогообложения позволяет вертикально интегрированным нефтяным компаниям минимизировать свои налоговые обязательства путем реализации добытой нефти в рамках самой компании по внутрикорпоративным (трансфертным) ценам, заниженным по сравнению с ее реальной рыночной стоимостью. В связи этим необходим переход к применению для целей исчисления налогов рыночных цен на нефть, определяемых на основе ее мировой цены, скорректированной с учетом разницы в качестве нефти и величины транспортных затрат.

Роялти должны сохранить свою функцию платежа собственнику ресурсов (государству) за право пользования недрами. При этом следует пересмотреть установленные пропорции распределения роялти между бюджетами разного уровня. Согласно закону «О недрах» 40% данных платежей направляется в федеральный бюджет и 60% - в территориальные. В то же время при добыче углеводородов на территории автономного округа, входящего в состав области или края, роялти поступают в бюджет данной области или края за счет половины суммы платежей, поступающих в федеральный бюджет, то есть федеральная доля в этом случае составляет 20%. Поскольку большая часть нефти добывается именно в таких автономных округах, прежде всего в Ханты-Мансийском АО, средневзвешенная федеральная доля роялти составляет в настоящее время лишь 25,3%. В связи с этим предлагается значительно увеличить федеральную долю в платежах за пользование недрами, а именно 60% данных платежей направлять в федеральный бюджет, а 40% - в территориальные.

Следует совершенствовать механизм установления ставок роялти. Необходимы разработка и принятие соответствующей нормативной базы для применения льгот по уплате роялти в отношении истощенных и трудноизвлекаемых запасов (предоставление скидок за истощение недр). В целях стимулирования инвестиций в разработку новых месторождений возможно освобождение производителей от уплаты роялти в первые один-два года с момента начала добычи нефти.

Переход к применению рыночной цены нефти для целей исчисления налогов позволит отменить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Основная часть работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы при этом будет осуществляться за счет средств самих предприятий. Это предполагает внедрение общепринятых в мировой практике механизмов компенсации затрат на геолого-разведочные работы. Затраты на них должны быть признаны затратами производственного характера и относиться на себестоимость производимой продукции. Федеральную же долю указанных отчислений следует компенсировать за счет федеральной части поступлений от уплаты роялти. Данные средства должны направляться на реализацию государственных программ геологического изучения недр (например, исследование континентального шельфа и дна мирового океана). Использование роялти на эти цели отвечает природе данного платежа как платежа с дохода на капитал в форме природных ресурсов, часть которого должна направляться на воспроизводство данных ресурсов.

Переход к рыночным ценам с одновременным увеличением федеральной доли роялти до 60% позволяет отменить не только отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но и акциз, поскольку федеральные поступления от роялти в этом случае будут превышать поступления в федеральный бюджет за счет роялти, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза при действующей налоговой системе. Как показывают расчеты, налоговые поступления в консолидированный бюджет в условиях 1999 года увеличиваются на 228 млн. долл. (на 13%), при этом поступления в федеральный бюджет увеличиваются на 148 млн. долл., в территориальные бюджеты – на 80 млн. долл. Для сохранения текущего уровня федеральных расходов на ВМСБ на финансирование государственных программ геологического изучения недр в этом случае должно направляться 7,2% от всей суммы платежей за пользование недрами или 12,1% от их федеральной части (см. таблицу).

Расчет увеличения налоговой нагрузки на добычу нефти при переходе к рыночным ценам (в условиях 1999 г.)

Действующая налоговая система: расчет налогов от внутренней цены нефти (внутренняя цена 23,6 долл./т) Расчет налогов от рыночной (скорректированной мировой) цены нефти (рыночная цена 81,1 долл./т) Увеличение налоговой нагрузки, долл./т
Роялти(средняя ставка 8%): 23,6 х 0,08 = 1,89 долл./т Роялти (средняя ставка 8%): 81,1 х 0,08 = 6,49 долл./т 4,60
Федеральная доля роялти (средневзвешенная доля 25,3%): 1,89 х 0,253 = 0,48 долл./т Федеральная доля роялти (60%): 3,89 долл./т 3,41
в том числе: федеральные отчисления на ВМСБ (7,2% от роялти или 12,1% от федеральной доли роялти) 0,47 долл./т -
федеральная доля роялти без отчислений на ВМСБ: 3,42 долл./т 2,94
Отчисления на ВМСБ (отчисления в бюджеты - 4%): 23,6 х 0,04 = 0,94 долл./т - -0,94
Федеральная доля отчислений на ВМСБ (2%): 23,6 х 0,02 = 0,47 долл./т - -0,47
Роялти + отчисления на ВМСБ: 1,89 + 0,94 = 2,83 долл./т Роялти: 6,49 долл./т 3,66
Федеральная доля роялти и отчислений на ВМСБ: 0,48 + 0,47 = 0,95 долл./т Федеральная доля роялти: 3,89 долл./т 2,94

Таким образом, переход к рыночным ценам для целей исчисления налогов и увеличение федеральной доли роялти до 60% позволяют вместо трех применяемых в настоящее время налогов (роялти, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза) оставить один (роялти). Это позволит увеличить поступления в государственный бюджет, упростить налоговую систему и привести ее в соответствие с мировой практикой.

До перехода к рыночным ценам для исчисления налогов, то есть в течение 2000-2001 гг., должен быть сохранен акциз на нефть как легко администрируемый инструмент обеспечения государственных доходов, в определенной степени компенсирующий негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования. Ставка акциза должна быть единой для всех нефтепроизводителей. Дифференцированный акциз фактически является дублирующим налогом по отношению к роялти и не имеет под собой объективного механизма учета горно-геологических и экономико-географических условий добычи нефти, что делает его применение неоправданным.

Для изъятия сверхприбыли и создания благоприятного инвестиционного климата при нефтедобыче предлагается ввести налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), который должен уплачиваться недропользователями при разработке новых месторождений вместо акциза на нефть. НДД имеет ряд существенных преимуществ. Автоматизм расчета данного налога существенно повышает объективность налогообложения. НДД учитывает горно-геологические и экономические условия добычи углеводородов, так как напрямую связан с экономической прибыльностью месторождения. В случае высокоэффективных проектов его применение обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства. НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения и реагирует на изменение внешних экономических условий производства (мировых цен).

Применение экспортной пошлины на нефть целесообразно в течение периода, пока сохраняется существенная разница в уровне внутренних и мировых цен на нефть. В перспективе экспортная пошлина должна быть отменена.

Таким образом, в налогообложении добычи нефти необходимо перейти к налоговой системе, основанной на трех основных составляющих: платежах за пользование недрами (роялти), налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов и налоге на прибыль. Аналогично в перспективе должна строиться и система налогообложения добычи газа.

В перечне специальных режимов предлагается предусмотреть систему налогообложения при разработке низкопродуктивных участков недр и бездействующих нефтяных скважин, дающую возможность ее применения нефтедобывающими предприятиями, осуществляющими добычу нефти из малодебитных и неиспользуемых скважин. Такой специальный режим позволит вовлечь в оборот малодебитные и неиспользуемые скважины, поскольку при общем налоговом режиме их использование экономически неэффективно. Возможные потери бюджета при этом будут компенсированы за счет налоговых поступлений от введенных в эксплуатацию неиспользуемых скважин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: