Условия осуществления денежно-кредитной политики

Осуществление денежно-кредитного регулирования в кратко- и среднесрочной перспективе будет связано с рядом проблем, оказывающих существенное влияние на выбор режима и эффективность денежно-кредитной политики. Эти проблемы - в сочетании с незавершенностью структурных и институциональных реформ в реальном секторе – определяют чрезмерно высокий уровень реальных процентных ставок в экономике, запретительный для устойчивого роста инвестиций и производства.

1). Высокая степень чувствительности экономики страны к внешнеэкономическим параметрам. Состояние платежного баланса страны, определяющего перспективы внешней устойчивости рубля, остается в значительной зависимости от конъюнктуры мировых цен на российские экспортные товары, направленности капитальных потоков и отношений с международными финансовыми организациями. Дополнительным фактором воздействия на платежный баланс станет растущая потребность в импорте технологий и других инвестиционных товаров. Эти факторы являются результатом сохраняющегося доминирования сырьевой составляющей в структуре российского экспорта и поэтому не могут быть устранены за короткий промежуток времени. В то же время, международные резервы, накопленные Банком России, не достаточны для компенсации негативного воздействия внешних шоков на внутреннюю финансовую стабильность.

2). Низкий уровень монетизации и высокий степень долларизации экономики. В настоящее время соотношение рублевой денежной массы и годового объема ВВП не превышает 15%. Этот же показатель в среднем по странам ОЭСР составляет 40-50%, Латинской Америки – 30-45%, Восточной Европы – 30-60% (рассчитанный по соответствующей методологии показатель для России равен 22%). Доля денежных расчетов в общем объеме платежей промышленных предприятий составляет сейчас около 60%, повысившись с 47% в начале 1999 года. После девальвации 1998 года рублевый эквивалент долларовой денежной массы составляет 45% от денежной массы в национальном определении.

Балансы коммерческих банков как в части активов, так и пассивов, а также вся финансовая сфера экономики сильно долларизованы. Значительная часть долгосрочных обязательств деноминирована в иностранной валюте. Использование в качестве целевого ориентира уровня инфляции предполагает гибкость обменного курса, и соответственно, неизбежные колебания обменного курса. Однако, резкая и масштабная девальвация грозит увеличением бремени долгов, ухудшением финансового состояния заемщиков, потенциальными банкротствами и финансовым кризисом. Таким образом, даже при том, что официально объявляется режим плавающего обменного курса, Центральный банк не может полностью отпустить курс, но вынужден регулировать его динамику. Вместе с тем приоритетность ориентира инфляции не должна быть нарушена.

3). Слабость банковской системы и сохраняющаяся обособленность финансового и реального секторов экономики снижают чувствительность экономики к воздействию инструментов денежно-кредитной политики и ее эффективность в целом. Кроме того, неудовлетворительное финансовое состояние банковской системы создает конфликт интересов между задачами денежно-кредитной политики и банковского надзора.

4). Неудовлетворительное состояние государственного бюджета. В условиях, когда финансовый рынок, в частности сектор государственных ценных бумаг, находится в состоянии кризиса, сохраняется высокая вероятность продолжения прямого эмиссионного кредитования Правительства, а также Сберегательного банка России со стороны ЦБР.

5). Недостаточность инструментов реализации денежно-кредитной политики. Набор инструментов денежно-кредитной политики ограничен как недостатком ликвидных финансовых рынков, так и несовершенством законодательства и нормативной базы. Для осуществления денежно-кредитной политики будет необходим весь комплекс инструментов, применяемых в мировой практике, а также организационное и кадровое укрепление центрального аппарата Банка России.

Существующие проблемы определяют основной конфликт денежно-кредитной политики, заключающийся в нахождении разумного баланса между достижением следующих целей:

- снижения реальных процентных ставок для создания благоприятных условий для накопления и инвестирования средств;

- поддержания ценовой конкурентоспособности российских товаров за счет низкого реального обменного курса;

- устойчивого снижения инфляции для обеспечения предсказуемости финансовой сферы, повышения экономической активности и создания предпосылок для роста;

- накопление валютных резервов для противодействия негативным внешним шокам.

Характер денежно-кредитной политики будет определяться тем, достижение каких целей устанавливается в качестве приоритета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: