Федеральная программа открытого образования в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании является организационной основой современной государственной политики в области образования, которая определяет стратегию развития системы открытого образования в России во всех направлениях и обеспечивает ее реализацию. Положение о Совете Программы и ее персональный состав на период действия Программы утверждаются Председателем Правительства Российской Федерации по согласованию с Председателями палат Федерального собрания.
Модель открытого образования предполагает:
- открытость образования будущему;
- интеграцию всех способов освоения человеком мира;
- развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества;
- свободное пользование информационными ресурсами;
- личностную направленность процесса обучения;
- развитие информационной культуры;
- процесс постоянного поиска и изменений, формирование новых ориентиров и целей;
- партнерство преподавателя и ученика.
Система открытого образования основывается на определенном понимании мира и человека. Это мировоззрение определяет цели и задачи открытого образования, его содержание, принципы и методы.
|
|
Отличительными чертами этого мировоззрения являются:
- целостность;
- междисциплинарность;
- методологический плюрализм;
- открытость процесса познания;
- интеграция различного рода информации.
"Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы"
Заслушав и обсудив сообщение заместителя начальника Управления информационных технологий в образовании Д. В. Куракина, коллегия отмечает, что решение задачи создания единой образовательной информационной среды является приоритетной для развития образования.
Формирование единой информационной образовательной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических, научных и руководящих кадров общего и профессионального образования. Продвижение в данном направлении в значительной степени определяется уровнем материально-технического, научно-методического и информационного оснащения системы образования, подготовкой педагогических кадров.
В настоящее время оснащенность государственных высших учебных заведений (574 вуза) составляет 159355 IBM-совместимых единиц вычислительной техники, что в среднем составляет 278 единиц на одно высшее учебное заведение. Большая часть вузов имеет доступ к глобальной сети Интернет.
В высшем образовании создана система WWW-серверов на базе университетских узлов связи, которая может стать основой единого образовательного информационного пространства. Система серверов обладает рядом поисковых средств, позволяющих найти информацию, необходимую пользователям системы образования. Создан и функционирует официальный сервер Министерства образования Российской Федерации http://www. informika.ru, который производит рейтинговую оценку функционирования образовательных серверов. Количество WWW-серверов различного назначения в настоящее время приближается к 500. В рамках научно-технической программы "Интеграция" создана сеть центров высокопроизводительных вычислений, действует отраслевая сеть RUNNet. Однако уровень информатизации учебной и научной деятельности в вузах всё еще недостаточно высок.
Определенное обеспечение компьютерами и информационными технологиями имеет система среднего специального образования.
Другая картина сложилась в системе общего образования. Так, в последние 8 лет поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Некоторая работа в данном направлении проводилась в крупных городах и промышленных центрах, но это были разрозненные усилия и они не могли существенно повлиять на реальное положение дел в России. Сегодня один компьютер с современным интерфейсом приходится на 500 учащихся. Показательным для ситуации в целом является состояние информатизации сельских школ. На конец 2000 года сельские школы лишь на 5% оснащены компьютерной техникой. Менее 2 % образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и лишь 1,5 % образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть. На сегодняшний день менее 20% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста, которым чаще всего является учитель информатики, приходится примерно 1000 учащихся.
Сложившееся состояние оснащенности общеобразовательных учреждений приводит к определенной изолированности учащихся, создает неравные условия для получения качественного образования. В результате общеобразовательная школа не имеет возможности использовать информационные ресурсы, наработанные в системе высшего образования, и оказывается не в состоянии выполнять свою главную социальную функцию - предоставление равных образовательных возможностей для каждого учащегося.
В целом широкому распространению современных информационных технологий в российских образовательных учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, крайне недостаточное количество в Интернете русскоязычных образовательных ресурсов, неподготовленность педагогических кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий.
Определенное решение данного вопроса будет достигнуто в ходе реализации проекта компьютеризации сельских школ в 2001 году. Это можно рассматривать как первый этап реализации широкомасштабной комплексной федеральной целевой программы, которая в настоящее время подготовлена по поручению Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.
Основными задачами программы являются:
|
|
· разработка и тиражирование современных электронных средств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями, организация электронных библиотек обучающих средств и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам, организация системы доставки электронных учебно-методических материалов, дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня;
· создание новых образовательных программ на основе информационных технологий, развитие сети электронных библиотек, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и др. При этом одной из важных организационных задач является обеспечение доступа к ресурсам высшего образования всей сферы образования;
|
|
· создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений в области телекоммуникационных средств и новых информационных технологий;
· обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными средствами обучения, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам;
· создание телекоммуникационной образовательной сети;
· создание региональных сервисных служб;
· учет образовательных информационных ресурсов.