Предисловие

Идея организации приходского консультирования возникла не слу­чайно. В современных многонаселенных городах мизерное количество небольших православных храмов не способно вместить всех приходящих. Несколько раз в году людской поток многократно превышает обычное чис­ло прихожан. Такое бывает на Пасху, на Рождество Христово, в День Свя­той Троицы, в Крещение Господне при раздаче святой крещенской воды, в Великую Субботу при освящении куличей.

В эти дни к вечеру свечницы изнемогают от бесконечно повторяющих­ся вопросов: куда поставить свечу о здравии, где канун, где какая икона?.. Вопросы задаются самые разнообразные, но в основном конкретные, жиз­ненные, простые: как подготовиться к крещению, к исповеди, к прича­стию? Чем католики отличаются от православных? Как пользоваться свя­той водой? Куда поставить свечу, если сын плохо учится, а куда, если еще и муж пьет, и в семье скандалы? Кто моя небесная покровительница и по­чему она, как и я, мученица?.. К священнику на исповедь большая очередь, а свечницы и другие работники храма заняты своими прямыми обязанно­стями, им не до ответов.

Поэтому в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов, по благословению на­стоятеля храма святого пророка Илии на Пороховых протоиерея Алексан­дра Будникова, возникла служба приходского консультирования. Сейчас этот опыт распространяется и совершенствуется в ряде храмов Санкт-Петербургской епархии.

Необходимость появления такой службы вызвана существовани­ем в современной Церкви, так называемой категории захожан — людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни, нецерковных и малоцерковных. Большая часть из них, веруя, тянется к Богу и Церкви. Они знают несколько дней в году, когда надо идти в храм, чтобы поставить свечи, подать записки, взять святую воду или что-либо освя­тить. Эту категорию людей можно даже назвать «потенциальными при­хожанами». У них есть вопросы, и при виде церковного человека, а чаще всего им оказывается уборщица, свечница или просто бабушка с прихода, они говорят: «Вы все знаете, скажите, пожалуйста...». Но какой они полу­чают ответ?

Конечно, в наших храмах трудятся и образованные свечницы и убор­щицы, но часто можно встретить и «бабушкино богословие», состоящее из обрядоверия, сверхстрогих правил или околоцерковных суеверий.

Довольно часто православных укоряют: сектанты стоят на каждом углу, стучатся в дома, снимают для проповедей стадионы, а где же ваши миссио­неры? Главный «катехизатор» в православном храме сегодня — бабушка-уборщица. Она на виду, вот и обрушивается на нее весь шквал вопросов «захожан».

Таким образом, необходимость приходского консультирования возни­кает почти во всех храмах, находящихся в черте города, особенно в много­населенных районах. А если такая необходимость существует, почему бы тогда не подготовить для этого общения церковно-образованных и опыт­ных мирян?

При этом наличие или отсутствие в храме установленного дежурства священника не влияет на целесообразность введения службы приходского консультирования. Не всякий человек, впервые пришедший в храм, решит­ся обратиться к священнику. Консультант может выслушать такого челове­ка, ответить на простые вопросы, а при наличии сложных — посоветовать обратиться к священнику, подсказать в какое время и как это сделать.

Однако важно, чтобы эта служба не воспринималась как новшество. В Церкви всегда было принято давать пояснения для начинающих при­хожан. Одни — малоцерковные, спрашивали, а другие, — поопытней, объясняли. А теперь, при таком духовном одичании, вследствие долгого, массового и насильственного отлучения людей от веры и Церкви, необхо­димость в ответах с пояснениями самая острая. Приходское консультиро­вание, ориентирующее людей в начале их воцерковления, должно стать естественной составляющей многогранной жизни прихода (первоначаль­ной формой приходской катехизации), сферой приложения имеющегося церковного опыта, сил и знаний, полученных прихожанами на занятиях в воскресной школе, на миссионерских, катехизаторских или богословских курсах.

Предлагаемое пособие — это описание опыта организации и работы приходских консультативных служб. Надеемся, что наши читатели не бу­дут к нам слишком строги.

С благодарностью примем все замечания, вопросы и предложения по электронному адресу: eoro@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: