Особенности общения с разными группами людей

Каждая из указанных групп людей требует и определенного подхода в общении.

Постоянные прихожане редко подходят с вопросами к консультантам. Им надо четко отвечать на поставленные вопросы и не бояться сказать: «Не знаю». Предложить в случае незнания ответа обратиться к священнику.

В числе редко приходящих в храм есть люди, которые настроены на общение, к ним можно подойти и предложить помощь. Но есть, которые хотят побыть одни в храме, походить, посмотреть — таким лучше не ме­шать.

С доброжелательно настроенными и интересующимися церковной жизнью можно начать разговор с рассказа об иконе, к которой ставится свеча. С целенаправленно идущими к определенной иконе, лучше огра­ничиваться только ответом на заданный вопрос, чтобы не провоцировать негативных реакций.

Тем, кто приходит в храм из любопытства, от скуки, особенно молодым людям, можно показать иконы, рассказать что-нибудь из жития святых, истории храма. Бывает, человека интересует только история храма, но по­том завязывается разговор о душе, о вере, о христианской жизни. При этом надо учитывать, что иногда молодые стесняются спрашивать первыми.

Люди, которые приходят в храм перед предстоящей операцией, особен­но настроены на контакт, внимательно слушают советы. Им можно пред­ложить купить молитвослов, заказать молебен о здравии, подготовиться к Исповеди и Причастию. При этом не надо никому обещать исцеления, исправления жизненной ситуации, хотя и не стоит отрицать, что такое мо­жет случиться. Главное, чтобы люди почувствовали участие, а в дальней­шем обрели надежду и личные отношения с Богом.

Многие из приходящих в храм людей говорят, что имеют «веру в душе», свои представления о том, как и что делать в Церкви, не всегда соглашаются с теми, кто пытается им подсказать, как вести себя в храме, как правильно креститься, в каком виде приходить в храм. Они не настрое­ны подчиняться церковным правилам. Однако, по возможности, их нужно предупредить, что для спасения «веры в душе» недостаточно, объяснить, что «вера в душе» — это ложное чувство, слепота духовная. Вера должна быть в жизни. Нужно учиться жить по вере, участвовать в соборной молит­ве. Вне Церкви нет спасения.

Можно привести такое сравнение: прийти в храм и не участвовать в Таинствах — это все равно, что быть приглашенным на праздничный обед, прийти постоять возле стола, но так ничего и не вкусить с него. Или тяжело больному человеку прийти в приемную опытного врача, который многих вылечил, посидеть там и уйти, не обратившись за помощью, не рас­сказав о своей болезни.

Среди приходящих в храм часто встречаются люди, подверженные суе­вериям, связанным с правильностью постановки свечей, поминовением усопших, со смертью, с освящением предметов, со святой водой и т. д. Та­ким нужно очень вежливо и деликатно, чтобы не обидеть, объяснить, что некоторые моменты, на которые они обращают пристальное внимание, на самом деле для спасения души не существенны, а, может, даже мешают спасению. Православный верующий человек не должен обращать внима­ния на суеверия. Суеверия только кажутся сбывающимися, когда в них ве­рят, а на Господа не уповают.

Смеяться над такими людьми нельзя. Они хотят и стараются делать все правильно, но только эти их «правила» не имеют никакого смысла и разу­много объяснения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: