В жизни взрослого человека существует несколько возрастных периодов, в которые с ним могут происходить глобальные личностные и жизненные изменения. Эти периоды являются переходными и могут сопровождаться различными эмоциональными переживаниями и трудностями, разрешение которых – основа для перемен. Под возрастным кризисом понимается определенный возрастной этап, способствующий качественным изменениям личности. Возрастной кризис возникает при переходе с одного возрастного этапа на другой и может иметь различные проявления:
- изменения в общем психоэмоциональном фоне;
- изменения в поведении и эмоционально-волевой сфере;
- соматические проявления;
- изменения в мировоззрении;
- изменения в мотивационной сфере;
- изменения в социальной и профессиональной сферах.
Человек проживает следующие этапы и соответствующие им возрастные кризисы: кризис встречи со взрослой жизнью (18-20 лет), кризис 30 лет, кризис середины жизни (зрелости – может начаться между 35 и 45 годами), кризис встречи со старостью (между 50 и 65 годами), кризис наступления старости (между 65 и 80 годами, кризис преодоления старости (долгожители - более 90 лет).
Ориентиры консультанта в работе с проблемами возрастного кризиса:
- анализ силы и глубины переживаний, вызванных прохождением возрастного кризиса;
- анализ исходной причины возрастного кризиса;
- исследование жизненной ситуации клиента до вступления им в кризисный период;
- сбор анамнестических данных;
- анализ жизненного стиля клиента, его установок, стереотипов, используемых механизмов защиты и способов построения взаимоотношений с окружающими и адаптации в среде;
- опора на психологические знания специфики и преодоления возрастного кризиса, в котором пребывает клиент.
В процессе консультативной работы, связанной с преодолением возрастного кризиса, консультант ставит следующие терапевтические цели и решает следующие задачи:
- оказание поддержки и принятия клиента через демонстрацию важности проблемы клиента и желание помочь в ее разрешении;
- расширение взгляда клиента на свои проблемы через изменение его взгляда на проблему возрастного кризиса, в котором он находится. Задачей консультанта является показать клиенту, что возрастной кризис – это не жизненный тупик, после которого ничего нет, а нормальный закономерный период развития, предполагающий решение определенных задач и при успешном прохождении оказывающий позитивное влияние на личностный рост человека;
- помощь в выработке новых ценностей и установок, если клиент чувствует потребность в их изменении;
- коррекция жизненного стиля в том случае, если он не актуален для данного возрастного этапа;
- укрепление ресурсности личности через нахождение позитивных сторон жизненного периода, в котором находится клиент;
- помощь и оказание поддержки клиенту в ситуации принятия жизненно важных решений (развод, женитьба, смена профессиональной деятельности и т.п.);
- формирование толерантности к жизненным и возрастным кризисам;
- информативная функция, то есть предоставление клиенту необходимой информации психологического характера о специфике возрастных кризисов.