Цель невербальных средств общения – обеспечение процесса консультирования, снятие у клиента напряжения, тревожности, формирование комфорта и консультативного контакта.
Задачи, которые решает консультант, используя невербальные средства:
- поддержание консультационного контакта с клиентом;
- понимание, анализ и поиск причин проблемы клиента через наблюдение за его невербальными проявлениями;
- контроль своих невербальных проявлений;
- скрытое воздействие на клиента через систему знаков.
Виды невербальных каналов общения:
- контакт глаз (длительность контакта, оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг к другу, пристальное внимание клиента к каким-либо объектам в помещении, вызывающих пристальный взгляд клиента, отвод глаз от консультанта);
- мимика, выражение лица (задачи консультанта: поддержка клиента через демонстрацию в выражении лица определенных чувств и эмоций, чтение внутреннего состояния эмоций по выражению лица клиента, распознавание маскировки одних чувств другими);
|
|
- позы и жесты тела (руки и жесты как символический характер; манипулирования своим телом – покусывание ногтей, хруст суставов, монотонное покачивание; командные сигналы – подмигивание, указывание пальцем, кивание головой, пожимание плечами; прикосновение);
- голос (тон голоса, темп речи, громкость голоса, произношение. Консультант используя голос решает следующие задачи: получает информацию о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния, поддержание контакта с клиентом, воздействие на клиента, подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов);
- пространство и время (дистанция: желание углубить отношения, демонстрация актуального отношения к собеседнику, желание нарушить личные границы собеседника, формирование общего безопасного климата; предметы обстановки и оборудование; одежда, ее стиль).
Правила невербального поведения консультанта:
1. Удобство физической обстановки в пространстве психологического консультирования, когда консультант и клиент визуально доступны друг другу.
2. Открытая поза консультанта, когда руки и ноги не скрещены, указывающая на его готовность к принятию решения.
3. Физическая близость консультанта по отношению к клиенту, когда консультант время от времени наклоняется ближе к клиенту, с тем чтобы показать заинтересованность в том, о чем идет речь, и в самом клиенте;
4. Поддержание консультантом контакта глаз, подчеркивающего таким образом заинтересованность в клиенте, но избегая как пристального взгляда на клиента, так и блуждающего в стороне взгляда.
5. Расслабленность, отсутствие напряжения у консультанта, которое часто наблюдается у клиента, и, демонстрируя свое спокойствие и эмпатию через невербальные каналы, консультант может помочь расслабиться клиенту.