Психологическом консультировании

Воздействие в психологическом консультировании имеет следующие особенности:

- в психологическом консультировании в качестве средства воздействия не применяется гипноз;

- воздействие оказывается из позиции «личность-личность» и не подразумевает пассивного восприятия клиентом манипуляций и действий консультанта и терапевта;

- целью средств воздействия, которые использует психолог-консультант в процессе консультирования, является стимулирование клиента к активности в консультативном пространстве, а также формирование у него активной жизненной позиции, ответственности за себя, осознанности.

Способы воздействия в психологическом консультировании можно разделить на две группы: вербальные средства и невербальные.

Вербальные средства основаны на использовании речи в консультировании. Под речью понимается естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков. Вербальный контакт между клиентом и консультантом, основанный на использовании ими речи, имеет большое значение не только для поддержания консультативного контакта, но и для всего процесса консультирования.

Функции речи в консультировании:

- установление и поддержание доверительных отношений с клиентом в начале консультирования;

- снятие напряжения на любой стадии консультирования;

- оказание поддержки, когда клиент чем-то сильно расстроен;

- подталкивание клиента к самораскрытию, осознанию себя, истинных причин проблемы;

- ведение процесса консультирования в нужном направлении;

- помощь клиенту в формулировании мыслей.

Средства поддержания вербального контакта:

- прямые высказывания, к которым относятся: похвала, подбадривание, выражение поддержки;

- косвенные высказывания: использование имени клиента, «ага-реакция»;

- использование языка клиента (говорить на свойственном только ему языке);

- слушание клиента, которое может быть пассивным (консультант молча слушает клиента, демонстрируя при этом свою заинтересованность невербальными способами) и активным.

Аспекты активного слушания:

- для демонстрации принятия, заинтересованности и эмпатии клиенту консультант использует реплики типа «Ага-реакции», похвалы и т.п.;

- пристальное внимание к любым деталям в речи, рассказе клиента;

- наблюдательность, чтобы услышанное от клиентов порождало ассоциативный поток у консультанта и через ассоциации продвигало его к пониманию проблемы клиента;

- безоценочность и отсутствие осуждения и желания поставить диагноз – ключ к истинному пониманию клиента;

- использование разного рода вопросов для развития истории клиента;

- использование паузы как возможности дать клиенту осмыслить то, что он сказал, прочувствовать это, прожить.

К вербальным средствам относят: специальные вопросы; домашние задания с совместно выработанной четкой инструкцией действий; дискуссии, ориентированные на принятие клиентом определенного решения; специальные задания и упражнения, цель которых – изменение или углубление хода беседы, осознание определенных механизмов и фактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: