- Сп. Детализации
- Пробно-поисковый сп.
- Сп. Сравнения
- Сп. Расширения пределов, ограничений своей специальности, выход за пределы специальности в смежной проф. области.
- Предпосылки проф. самоопределения младших школьников
- Особенности проф. самоопределения старшеклассников
- Особенности проф. самоопределения в процессе проф. образования
Основные предпосылки к ПС в младшем школьном возрасте:
- Интенсивное развитие психических механизмов самоопределения
Хочу Могу
Надо
- Ориентация на социум, т.е. осознание себя в детском коллективе, осознание соц. Ожиданий
- Особенности учебной деятельности («+» отношение у учебной деятельности, активность, инициативность)
- Определённый уровня развития психических процессов (восприятие, память, мышление, которые становятся уже произвольными, продуктивными и устойчивыми)
- Специфика самооценки, которая зависит от оценки взрослыми успехов и неуспехов детей
На становление, развитие предпосылок ПС оказывают влияние такие исходные данные:
- Сформированность словесно-логического мышления
- Адекватность/неадекватность самооценки
- Сформированность личностных качеств
- Интерес к образам людей, представителей тех или иных профессий и через образы людей, к профессии
- Усвоение соц. Одобряемых образцов деятельности
- Усвоение общественных ориентаций
Особенности выбора проф. младшими школьниками:
На вопрос кем я хочу быть когда вырасту и почему, около 50% детей 3 класса ответили, что выбрали профессию. Около 20% учащихся 3 класса и 43% - 1 класса выбрали общую профессию, без конкретной специальности.
Выбор нескольких профессий сделан от 4 до 10% (их привлекли совершенно разные по содержанию профессии, с которыми дети не помгут сделать выбор)
В 1 классе нет вообще не выбравших профессию
2 класс – 14% не выбрали
3 класс – 30-40%
Это можно объяснить эмоциональной привлекательностью и недостаточностью осознания, и критическим отношением учащихся к своим возможностям и способностям.
Большинство учащихся от 58-87% указывают причины выбора профессии, больше всего причины объясняют в 1 классе, следовательно, мотивы:
- 1-3 клас. На 1 месте – мотив внешней привлекательности (это говорит об образности мышления и эмоциональности)
- 1 класс – 30%, 3 класс – 9% - 2е место – мотив осознанной общественной значимости профессии
- Мотив материального блага(3 место)
5%-9%010%
- Мотив интереса (4 место)
5-9% с 1 по 3 класс
- Мотив проф.преемственности в семье
1-2 класс – 0-5%
3 класс – 22%
Проф.самоопределение детей складывается под влиянием примера родителей, ближайшего окружения, книг, кино, телевидения.
Преобладает тенденция для детей в этом возрасте в ПС:
- Усвоение соц.опыта
- Адаптация к условиям жизни
- Наличие интереса к проф.деятельности взрослых