Результативный этап

  • Сп. Детализации
  • Пробно-поисковый сп.
  • Сп. Сравнения
  • Сп. Расширения пределов, ограничений своей специальности, выход за пределы специальности в смежной проф. области.
  1. Предпосылки проф. самоопределения младших школьников
  2. Особенности проф. самоопределения старшеклассников
  3. Особенности проф. самоопределения в процессе проф. образования

Основные предпосылки к ПС в младшем школьном возрасте:

  • Интенсивное развитие психических механизмов самоопределения

Хочу Могу

Надо

  • Ориентация на социум, т.е. осознание себя в детском коллективе, осознание соц. Ожиданий
  • Особенности учебной деятельности («+» отношение у учебной деятельности, активность, инициативность)
  • Определённый уровня развития психических процессов (восприятие, память, мышление, которые становятся уже произвольными, продуктивными и устойчивыми)
  • Специфика самооценки, которая зависит от оценки взрослыми успехов и неуспехов детей

На становление, развитие предпосылок ПС оказывают влияние такие исходные данные:

  • Сформированность словесно-логического мышления
  • Адекватность/неадекватность самооценки
  • Сформированность личностных качеств
  • Интерес к образам людей, представителей тех или иных профессий и через образы людей, к профессии
  • Усвоение соц. Одобряемых образцов деятельности
  • Усвоение общественных ориентаций

Особенности выбора проф. младшими школьниками:

На вопрос кем я хочу быть когда вырасту и почему, около 50% детей 3 класса ответили, что выбрали профессию. Около 20% учащихся 3 класса и 43% - 1 класса выбрали общую профессию, без конкретной специальности.

Выбор нескольких профессий сделан от 4 до 10% (их привлекли совершенно разные по содержанию профессии, с которыми дети не помгут сделать выбор)

В 1 классе нет вообще не выбравших профессию

2 класс – 14% не выбрали

3 класс – 30-40%

Это можно объяснить эмоциональной привлекательностью и недостаточностью осознания, и критическим отношением учащихся к своим возможностям и способностям.

Большинство учащихся от 58-87% указывают причины выбора профессии, больше всего причины объясняют в 1 классе, следовательно, мотивы:

  1. 1-3 клас. На 1 месте – мотив внешней привлекательности (это говорит об образности мышления и эмоциональности)
  2. 1 класс – 30%, 3 класс – 9% - 2е место – мотив осознанной общественной значимости профессии
  3. Мотив материального блага(3 место)

5%-9%010%

  1. Мотив интереса (4 место)

5-9% с 1 по 3 класс

  1. Мотив проф.преемственности в семье

1-2 класс – 0-5%

3 класс – 22%

Проф.самоопределение детей складывается под влиянием примера родителей, ближайшего окружения, книг, кино, телевидения.

Преобладает тенденция для детей в этом возрасте в ПС:

  • Усвоение соц.опыта
  • Адаптация к условиям жизни
  • Наличие интереса к проф.деятельности взрослых

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: