В реакциях переноса пациент выражает чувства по отношению к терапевту, которые вызваны не им самим, а являются актуализацией прошлых отношений пациента со значимым другим. Импульсы, родившиеся в прошлом, переносятся на аналитика.
Типы переноса:
- позитивный, эротизированный.
- негативный, с преобладанием агрессивно-деструктивных влечений и аффектов.
- смешанный, амбивалентные и чередующиеся паттерны переноса.
Позитивный перенос чаще возникает в разнополых парах аналитик-пациент, негативный – в однополых.
Признаки переноса:
Несоразмерность испытываемых чувств, неадекватность аналитической ситуации, их чрезмерная интенсивность, сходство с чувствами, испытанными в прошлом (как правило, фрустрированными)
Фрейд и Гринсон предлагали соотносить паттерны переноса со стадиями психосексуального развития:
Пример: оральный перенос
- Предельное внимание к каждому слову аналитика,
- стремление как можно больше «впитать» и ненасыщаемость,
- страх отделения, страх быть брошенным
|
|
- ревность к другим пациентом
- большее внимание уделяется интонациям, а не смыслу речи
Защиты:
- интроекция
- расщепление
- проективная идентификация
- моторное отыгрывание вовне.
Реакция переноса - это конфликт между влечениями и защитами, ядром которых является прегенитальная личностная организация. Повторение этих импульсов защит во взаимоотношениях с аналитиком способствует проявлению актуального содержания психопатологии в анализе.
Схема аналитической работы.
1) содействие и активизация эмоциональной реакции переноса
2) динамический процесс их осознания, борьба с сопротивлением, прояснение значений проявившегося в переносе бессознательного материала
3) проработка паттернов переноса с сопоставлении с отношениями со значимыми другими «настоящего» и «прошлого» пациента
4) циклические возвраты к более ранним и поздним интерпретациям на разных этапах психотерапии
5) достижение инсайта, раскрывающего связь переноса и конфликта, дающего основу болезненным симптомам
6) фокусировка на старых болезненно-инфантильных защитах и попытка обнаружить возникшие в ходе терапии новые, более конструктивные и творческие способы жизни.