Рассматривая динамику этнических по форме конфликтов, следует подчеркнуть, что все они проходят сходный путь. Фаза первая, романтическая: я стремлюсь к победе, мой противник смят, я его задавлю, подчиню, заставлю действовать в моих интересах. Следующая фаза — это фаза апатии, когда появляется ощущение, что задачу подавления соперника, которая поначалу не представлялась особенно сложной, выполнить не так уж просто. Затем наступает фаза тупика — ощущение, что победить противника не только не просто, но даже невозможно. После этого следует фаза отчаяния. Человек начинает понимать, что его противник хочет для себя чего-то тоже очень важного. Вот тут и возникает основа для переговоров.
Где бы переговоры ни происходили, стороны поначалу вступают в них с различными установками. Первая из них, самая непосредственная при выходе из предшествующей конфронтации, выглядит так: я вступаю в переговоры, чтобы выиграть время и попытаться перехитрить противника. Сербия, Карабах, Ингушетия, Чечня — всюду это проявляется в той или иной мере. Но при такой установке все, конечно, возвращается на круги своя. И только когда приходит осознание, что другие тоже хитрые и тоже испытывают подобные устремления, начинается новый этап идентификации, с более высоким уровнем: надо увидеть в противнике такого же человека, покаяться, признать необходимость подключения других, несиловых регуляторов и т.д. Это своего рода процесс принудительного морального воспитания. Ты не хочешь жить в мире — воюй. Но рано или поздно ты сядешь за стол переговоров, даже если ножки стола будут стоять наполовину в крови. Такова неизбежная и удивительно однообразная последовательность, которую можно наблюдать во всех концах мира.
|
|
Оценивая с этих позиций конфликт в Чечне, заметим: он был неизбежен и его можно было предсказать достаточно определенно. Это первое. Второе: решать его было необходимо не сейчас, а гораздо раньше. Третье: он представляет собой наглядный пример платы за политиканство в области национальной политики как основную черту ее с самого начала перестройки. В этом и заключается принудительное моральное воспитание. И четвертое: совершенно незаслуженно не обсуждается, в т.ч. специалистами, проблема применения силы против насилия.
Если определять тип межнационального конфликта в Чечне, то корни нужно искать в сфере не этнополитической, а политико-экономической. Чрезвычайно мало (и неслучайно) пока говорится о том, что там проходят нефтепровод, газопровод, что там задействованы чрезвычайно важные многомиллиардные перспективы в связи с разработкой каспийского шельфа и т.п. А этничность, как зачастую бывает, используется для камуфляжа, как одежка, которой прикрываются политико-экономические интересы. Под этим углом и должна быть отсеяна и обработана независимыми экспертами информация о данном конфликте.