ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Планирование логопедических занятий по коррекции сложной лисграфии у детей с системным нарушением речи (СНР) в 1—5-х классах
Яковлева Н.Н. — ст. преподаватель кафедры теории и методики специальное образования АППО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Р. И. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, наблюдаются аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, а также несформированность связной речи.
Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от простого к сложному; поэтапного формирования умственного действия; опоры на сохранные психические функции.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная,
планирование составлено таким образом, чтобы коррекцион-но-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1-й | класс) | |
Тема | ||
Знакомство с кабинетом Уточнение пространственных представлений: определение схемы собственного тела; определение правого и левого направления в пространстве; определение пространственных взаимоотношений объектов; последовательность предметного ряда; графическое обозначение направлений | ||
Временные представления: сутки; дни недели; месяцы; времена года возраст и роли в семье (рассматривание иллюстрации «Семья») | ||
Ознакомление с органами артикуляции | ||
Гласные звуки, буквы (а,у,о,и, ы, э) | ||
Дифференциация гласных а—у, о—и, ы—э, а—э, у—о, и—ы, у—и | ||
Со « • | гласные звуки, буквы (м, с, х, ш, н, л, р, к, п, т, з, в | , ж, б, г, д) ж—ш, в—ф, л—р, гких согласных. |
» по мере изучения дифференциация с—ш, с—з, х—к—г, п— б, т—д; • по мере изучения дифференциация твердых и мяг | ||
Звук и буква и | ||
Буква ь в конце слова как показатель мягкости | ||
Буква ь в середине слова | ||
Гл | асные буквы е, ё, я, ю: • уточнение артикуляции; • фонетический разбор слов ель, еду, поел; • обозначение мягкости согласных буквами е, ё, я, ю | (по мере изучения) |
Продолжение | |
Тема | |
Звуки и буквы ц, ч, щ, ф. • уточнение артикуляции; • дифференциация звуков с— ц, т—ч, т—ч, ч—с, ч—ц, ч—ш, | |
Сл ««« | ОБО: » обозначающее предмет; • обозначающее действия;» обозначающее признак; |
Пр «« | едложение» составление двусоставных предложений; • распространение предложений дополнением, определением |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2-й класс) | |
Тема | |
Гласные звуки (уточнение артикуляции, развитие фонематического. слуха) • а—у • о—и • ы—э | |
Вычленение гласных звуков из слогов, слов, предложений | |
Согласные звуки: узнавание согласного звука на слух и по артикуляции; вычленение согласного звука в слове | |
Зв ковой анализ слогов, слов: анализ слогов слияний (СГ); анализ слов (мак, вол); образование слов «наращиванием* гласной буквы (маки, волы); анализ слов: раки, маки, рыба; анализ слов различной звуковой структуры (утро, мук, волк, стол,...); анализ слов с опорой на цифровой ряд; деление слов на СГ и букву вне слияния; составление слов из СГ и букв вне слияния; составление предложений из СГ и букв вне слияния; твердые и мягкие согласные в словах. Обозначение мягкости согласных буквами я, ю, е, ё, ь; • звонкие и глухие согласные (п—б, к—г, т—д, в—ф, с—з, с—з, ш—ж) | |
Ударение в слове. Ударные и безударные гласные | |
Слово: • обозначающее предмет, отвечающее на вопросы: Кто? Что? • обозначающее действие, отвечающее на вопросы: Что делать? Что сделать?... |
Окончание |
Тема |
• обозначающее признак предмета, отвечающее на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? • дифференциация слов-предметов, слов-признаков, слов-действий; • согласование имен существительных и глаголов; • согласование имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже |
Предложение: • Двусоставное предложение (П+С). Распространение предложения; по вопросам; п+с+д П+С+Опр. П+С+Д с предлогом Опр.+П+С П+С+Опр.+Об. П+С+Д+Об. по картинкам |
Связная речь: Составление рассказов по опорным словам и схемам. Запись предложений по памяти. Пересказ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3-й класс) |
Тема |
Гласные звуки: • выделение гласных звуков на фоне слова; • уточнение артикуляции гласных звуков; • слогообразующая роль гласного звука |
Согласные звуки: • выделение согласных на фоне слова; • твердые и мягкие согласные: 1) обозначение мягкости согласных буквами я,е,ё, ю,ь; 2) разделительный ь; • звонкие и глухие согласные: 1) парные звонкие и глухие согласные (в-ф, б-п, д-т, г-к, з-с); 2) звонкие и глухие согласные на конце слов; 3) звонкие и глухие согласные в середине слов; • дифференциация ц-с, ц-ч, ч-щ, ц-ч-щ; (по необходимости) |
Работа на лексическом уровне. Работа над морфологическим анализом и синтезом слов: • подбор и определение однокоренных слов; • выделение окончания в слове |
Тема |
Расширение словарного запаса: • образование глаголов префиксальным способом; • образование прилагательных суффиксальным способом; • образование прилагательных от существительных; • синонимы; • антонимы; • омонимы Ударение: • смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла); • определение ударения в словах разной слоговой структуры; • графическое изображение слов различной слоговой структуры |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Предложение: • Выделение главных членов предложения. • Практические упражнения в распространении предложений (согласование предложений в роде, числе и падеже). • Работа с предлогами (в, на с (со), из, по, к, за) |
Связная речь: • Работа с деформированным текстом. • Письмо по памяти. • Составление рассказов по сюжетным картинкам, описательных рассказов, • Придумывание части текста (начало, окончание, середина) |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4-й класс) |
Тема |
Предложение: • Определение количества слов в предложении. • Составление предложений по опорным словам. • Работа со схемами предложений. • Самостоятельное придумывание предложений по теме: «Осень» |
Коррекционная работа на фонетическом уровне |
Гласные звуки: • уточнение артикуляции гласных звуков; • слогообразующая роль гласного звука; Согласные звуки: • твердые и мягкие согласные: 1) обозначение мягкости согласных буквами я,е,ё,ю,ъ; 2) разделительный а; • звонкие и глухие согласные: 1) парные звонкие и глухие согласные (в-ф,б-п,д-т,г-к,з-с); |
Окончание |
Тема |
2) звонкие и глухие согласные на конце слов; 3) звонкие и глухие согласные в середине слов • дифференциация ц-с, ц-ч, ч-щ, ц-ч-ш, |
Работа на лексическом уровне. Работа над морфологическим анализом и синтезом слов: • выделение однокоренных слов; • образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способом и изменением флексий; • различение приставок и предлогов Ударение: • смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла); • определение ударения в словах разной слоговой структуры; • графическое изображение слов различной слоговой структуры Расширение словарного запаса: • синонимы; • антонимы; • омонимы; • многозначность слов |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Предложение. • Практические упражнения в распространении предложений (согласование слов в предложении в роде, числе, падеже). • Работа с предлогами (в, на с (со), из, по, к, за, из-за, над, под, из-под). • Работа с деформированными предложениями |
Работа над связной речью: • Работа с деформированными текстами. • Составление описательных рассказов. • Пересказы. • Мастерские слова, письма |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5-й класс) |
Тема |
Работа на морфологическом уровне: • состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс); • образование слов с помощью приставок; • образование слов с помощью суффиксов |
Ударение: • фонетическая и смыслоразличительная роль ударения; • форморазличительная роль ударения; • безударная гласная |
Окончание |
Тема |
Работа на лексическом уровне. • Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). • Имя существительное: 1) число имен существительных; 2) род имен существительных; 3) падежи имен существительных; 4) употребление имен существительных с предлогами |
Работа на синтаксическом уровне: • согласование имени существительного с глаголом в роде и числе; • согласование имени прилагательного в роде и числе; • грамматическое оформление предложения и его распространение |
Работа над связной речью: • Пересказы. • Изложение. • Сочинение коротких текстов на заданную тему. • Мастерские слова, письма |
Приложения к планированию Н. Н. Яковлевой
Приложение ]