Организация – это:
ü совокупность элементов, взаимосвязанных между собой в определенном порядке для достижения поставленных целей;
ü процесс по упорядочению всех элементов в целесообразном единстве.
Основные свойства организации:
ü целостность,
ü эмерджентность, т.е. наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей;
ü гомеостазис, т.е. стремление восстановить нарушенное равновесие, компенсируя возникающие под влиянием внешних факторов изменения.
Различают организации открытые и закрытые. Закрытые существенно игнорируют эффект внешнего воздействия. Открытая предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром, т.е. обмен энергией и информацией со внешней средой. Разграничение систем на открытые и закрытые не является жестким, раз и навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможная и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации.
|
|
Социальная организация – совокупность людей, взаимосвязанных между собой в определенном порядке для достижения поставленных целей. Или: это объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил.
На практике социальные системы реализуются в форме организаций, компаний, фирм и т.д. В теории организации различают различные виды социальных организаций:
o социально-экономические (гл цель: получение максимальной прибыли в интересах учредителей)
o социально-культурные (гл цель: реализация эстетических установок; вторичная цель: получение максимальной прибыли)
o социально-образовательные (гл цель: удовлетворение потребности клиентов в информации и знаниях; вторич цель: получение прибыли)
Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.
Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.
1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются ее нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Основной целью здесь является выживание.
2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности неформальными.
3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным.
|
|
4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает объем своей деятельности. Руководители выявляют новые возможности развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Однако важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т.п.
5. Этап упадка. Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка:
- снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;
- повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;
- возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;
- усложняется процесс создания товарных инноваций;
снижается прибыльность.
Миссия – это предназначение организации, то,ради чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия – понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
o представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
o создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные цели;
o помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
o вызывает понимание и поддержку внешних участников организации.
Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
Любая система подчинена действию законов природы и общества, законов управления. Законы организации бывают общие, частные и особенные (специфические, второго уровня). Общие законы универсальны, т.е. они не зависят от страны, географического расположения. Частные действуют в каких-то конкретных ситуациях и определенных видах деятельности. Специфические – отражают специфику организации.
Общие законы организации действуют во всех материальных системах. К основным из них можно отнести закон синергии, закон самосохранения и закон развития.
Закон синергии говорит, что для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов.
Закон самосохранения, который говорит, что каждая система (биологическая или социальная) стремиться сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (в некоторых источниках: «экономнее расходовать свой ресурс»).
Для анализа положения организации очень важным показателем является уровень самосохранения (УРс), определяемый как разность потенциалов созидания и разрушения, деленный на суммарный объем ресурсов созидания.
УРс = (С - Р) 100%´/ С
Данное соотношение имеет аналогию с рентабельностью выпускаемой продукции.
|
|
Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный ресурс организации (то есть созидательный потенциал)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4стратегии.
Пассивно-индивидуальная.
Пассивно-коллективная.
Активно-индивидуальная.
Активно-коллективная.
Закон развития гласит, что каждая система (биологическая или социальная) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Существуют две формы развития – эволюционное и революционное. Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.
Закон развития опирается на принципы:
инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;
эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;
непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;
стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.
Законы организации второго уровня – это закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза и закон композиции и пропорциональности.
Закон информированности-упорядоченности – к аждая система (биологическая или социальная) стремиться получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения).
|
|
Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния) – коэффициентов пропорциональности.
Данные - это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Информация (управленческая) - это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация - это часть данных. Обычно информацию разделяют на два больших класса: объективную (овеществленную в товаре) и субъективную (отраженную, организованную людьми).
Руководитель, используя характеристики информации, имеет возможность создать первоклассный информационный ресурс своей организации. Обычно в управлении выделяют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.
Закон единства анализа и синтеза говорит, что каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций.
Суть анализа (декомпозиции) состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза (агрегатирования) состоит в соединении (мысленном или реальном) простых составляющих объекта в единое целое, согласование их деятельности для более эффективной деятельности или удобства исследования.
Закон композиции и пропорциональности гласит, что каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).
Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования набора принципов:
ü - принцип планирования:
ü - принцип координации:
ü - принцип полноты:.
Принципы организации – это общие правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования.
К числу основных универсальных принципов организации, действующих в природе и обществе, можно отнести (по А.А. Богданову) принципы: цепной связи, ингрессии, подбора (отбора), подвижного равновесия, слабого звена и др.
Структура – это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.
Состав – это совокупность элементов, образующих систему.
Осуществление рационализации структур основывается на классификации самих структур, а также составляющих и формирующих их связей и соединений.
Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структуру организации, однако сами по себе, как таковые, не определяют ее строения. Основой строения структуры является соединение – узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих из него каналов. Соединение устанавливает связь данного узлового элемента и другими элементами системы.
Классификация структур по содержанию и функциональному назначению осуществляется по следующим признакам:
§ по роду связей;
§ по сферам функционирования организации;
§ по типу департаментизации.
По роду связей структуры подразделяются на следующие группы.
ü Структуры непосредственного взаимодействия
ü Структуры отношений иерархичной соподчиненности
ü Структуры пропорциональных соотношений
В реальности все три вида структур находятся в единстве и образуют целостную структуру организации, в рамках которой выполняются свои вполне определенные функции.
По сферам функционирования организации может быть выделено множество различных структур, соответствующих множеству самих видов деятельности.
ü Технологические структуры
ü Организационно-управленческая структура
ü Экономическая структура
ü Социально-психологическая структура
Следует иметь в виду, что каждая из указанных функциональных структур обладает только условной автономностью. Все они являются составляющими общей структуры организации, находятся в тесном единстве и существенной зависимости друг от друга.
1. Выделение относительно обособленных подразделений организации называется департаментизацией.
Виды структур по типу департаментизации:
ü линейная
ü функциональная
ü линейно-функциональная
ü дивизионная
ü матричная и некоторые другие
Форма динамического существования системы – процес с – единое последовательное и качественно определенное движение системы.
Формирование организованных, внутренне упорядоченных процессов определяется как динамическая организация или процессуализация.
Для каждой фазы жизненного цикла характерны свои качественно определенные процессы, различающиеся направленностью, глубиной и скоростью изменений, происходящих в системе, в уровне ее организованности, потенциале, положении в среде. Т.о., можно говорить о классификации процессов по фазам жизненного цикла системы.
1. Процессы образования системы
В зависимости от формы, в которой осуществляется создание новой системы, процессы образования подразделяются на:
- интеграцию – процесс образования системы путем объединения нескольких самостоятельных систем;
- дезинтеграцию – процесс образования новых систем путем разделения более крупной системы;
- трансформацию – процесс преобразования одной системы в другую, качественно отличную от исходной.
2. Процессы роста системы, обеспечивающие увеличение количественных параметров и расширение масштаба системы.
3. Процессы развития системы, предполагающие качественное совершенствование и повышение уровня ее организованности.
4. Процессы функционирования системы на одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы. Могут быть выделены:
- процесс функционирования «в чистом виде» как самостоятельная фаза физненного цикла системы – временный застой, который через определенные периоды может повторяться многократно;
- функционирование как базовый процесс выполнения определенной функции, вытекающий из предназначения системы, на который уже могут накладываться процессы роста, развития, спада или регрессирования.
5. Процессы спада характеризуются падением количественных параметров системы и сужением ее масштаба.
6. Процессы регрессирования системы характеризуются ухудшением качественных характеристик системы и снижением уровня ее организованности.
7. Процессы разрушения системы, завершающиеся потерей ее качественной определенности.
Выделяют следующие принципы процессуализации:
Направленность
Прямоточность
Результативность.
Эффективность
Оперативность
Информативность
Гибкость
Ритмичность
Рынок представляет собой своеобразный тип хозяйственных связей, обусловленных действием объективных экономических законов (стоимости, спроса и предложения, конкуренции и др.), в процессе реализации которых согласовываются интересы и удовлетворяются потребности различных субъектов экономической деятельности на основе их взаимо- и само-регулирования.
Современная развитая рыночная экономика характеризуется рядом признаков:
§ сочетанием крупных, средних и мелких предприятий;
§ развитыми социальными функциями государства, системой социальной защищенности трудящихся;
§ преобладанием рынка потребителя над рынком производителя;
§ активной ролью человеческого фактора в производстве и управлении;
§ государственным регулированием рынка.
Мировая хозяйственная практика свидетельствует о высокой эффективности рыночной экономики. Система рыночных институтов включает четыре блока:
1. Условия рынка.
2. Виды рынка.
3. Инфраструктура рынка.
4. Управление в условиях рынка, которое подразделяется на рыночное самоупраление и государственное регулирование.
Условия рынка, образующие фундамент, на котором он основывается, включают:
§ демонополизацию государственной или какой-либо другой формы собственности;
§ разгосударствление, приватизацию, в условиях монополии государственной власти;
§ разделение государственного и хозяйственного руководства;
§ создание конкурентной среды, в т.ч. за счет разукрупнения предприятий-монополистов, развития малого бизнеса;
§ свободное движение всех факторов производства;
§ свободное ценообразование;
§ открытость и доступность рынка для всех;
§ конвертируемость валюты (рубля).
Статус управления включает весь комплекс структур, связей и коммуникаций, технический информационный и интеллектуальный потенциал, обеспечивающий необходимые анализ и оценки, принятие и реализацию обоснованных решений.
Статус собственности означает использование многообразных отношений собственности, обеспечивающих каждому работнику возможность владения и распоряжения принадлежащими ему средствами производства и результатами труда.
Любые организационные нововведения структурного и процессного характера являются прежде всего продуктами организационного проектирования.
Понятие «проектирование» означает процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта состояния.
Организационное проектирование как функция организации состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности.
В структурном плане организационное проектирование различается в зависимости от объекта по ориентации: на создание новой системы, на частичное усовершенствование или на ее радикальные преобразования.
Как процесс проектирование представляет собой функционально связанные друг с другом операции по созданию проекта. Этих операций в типовом процессе может быть три: предпроектные работы, техническое проектирование, рабочее проектирование.
Проектирование организационных структур осуществляется на базе следующих основных методов:
ü Метод аналогий
ü Экспертный метод
ü Метод структуризации целей
ü Метод организационного моделирования
С общественной точки зрения эффективность представляет собой степень достижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов. Рассмотрение эффективности с точки зрения целей и ресурсов концентрируется на двух условиях: достижение цели является необходимым условием производительной деятельности организации, и производительное использование ресурсов является необходимым, но недостаточным условием для эффективности. Эффективность может оказаться неопределенным и изменчивым критерием.
Современный уровень анализа организационной эффективности предусматривает учет фактора времени, когда организация рассматривается как элемент большей системы (внешней среды). Во временном отрезке организация принимает, перерабатывает и возвращает ресурсы большей системе. И соответственно окончательная проверка организационной эффективности состоит в том, может ли организация поддерживать себя во внешней среде. Поэтому выживание является предельной или долгосрочной мерой организационной эффективности. Однако руководители и все, кто заинтересован в существовании организации, должны пользоваться индикаторами, позволяющими оценить вероятность ее выживания. Это могут быть, например, индикаторы краткосрочного действия, включающие измерение производительности, производства и удовлетворения. Существуют также другие индикаторы: промежуточные (адаптивность и развитие), а также долгосрочные, к которым относится выживание.
Производство отражает способность организации выпускать такое количество продукции и такого качества, которое требует потребительский рынок.
Производительность. Этот критерий краткосрочного действия сосредоточен на всем цикле «вводимые ресурсы – процесс – выпуск продукции», однако акцент сделан на элементах вводимые ресурсы и процесс. Показатели производительности обязательно должны выражаться в форме пропорции: прибыль (стоимость или выпуск продукции), отнесенная во времени.
Удовлетворение. Рассмотрение организации как общественной системы предполагает, что определенное внимание должно уделяться выгоде, получаемой ее членами, покупателями и клиентами.
Адаптивность. Данный показатель можно представить как уровень, при котором организация реагирует на изменение ее внутренней и внешней среды.
Развитие. Его цель состоит в повышении способности организации выживать в длительной перспективе.
Коммуникации – обмен информацией между различными элементами системы управления, которое связывает их в единое целое.
Кoммyникaции мoгyт быть вepбaльными и нeвepбaльными
Внeшниe кoммyникaции пpeдcтaвляют coбoй oбмeн инфopмaциeй, пpoиcxoдящий мeждy пpeдпpиятиeм и внeшнeй cpeдoй, пoзвoляющий пpeдпpиятию быть в кypce пoтpeбнocтeй peaльныx и пoтeнциaльныx пoкyпaтeлeй, paбoты кoнтpaгeнтoв и кoнкypeнтoв, a тaкжe oтcлeживaть нoвыe тeндeнции в нayкe (изoбpeтeния, тexнoлoгии).
Кoммyникaции внyтpи пpeдпpиятия мoжнo paздeлить нa виды:
· мeжypoвнeвыe кoммyникaции —;
· кoммyникaции мeждy paзличными oтдeлaми, или гopизoнтaльныe кoммyникaции.
· кoммyникaции «pyкoвoдитeль — пoдчинeнный
· кoммyникaции мeждy pyкoвoдитeлeм и paбoчeй гpyппoй.;
· нeфopмaльныe кoммyникaции.
Кoммyникaциoнный пpoцecc — этo oбмeн инфopмaциeй мeждy двyмя или бoлee людьми.
В пpoцecce oбмeнa инфopмaциeй выдeляют чeтыpe бaзoвыx элeмeнтa:
· oтпpaвитeль;
· cooбщeниe;
· кaнaл;
· пoлyчaтeль.
Пpи oбмeнe инфopмaциeй oтпpaвитeль и пoлyчaтeль пpoxoдят нecкoлькo взaимocвязaнныx этaпoв. Укaзaнныe этaпы тaкoвы:
· зapoждeниe идeи;
· кoдиpoвaниe и выбop кaнaлa.;
· пepeдaчa cooбщeний;
· дeкoдиpoвaниe.
Коммуникационные барьеры (помехи) – препятствия в процессе обмена информацией (языковой барьер, различное восприятие одной и той же информации, плохая обратная связь и т.д.)