К. А. Страшникова, М.М. Тульчинский

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА [ПОЖИЛЫХ] В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ1

Одно из противоречий недавнего прошлого — отношение к культуре как к виду узко профессиональной деятельности. Сейчас наблюдается другая крайность. Исторический опыт подсказывает, что ни то, ни другое не является плодотворным с точки зрения

1 Страшникова К.А., Тульчинский М.М. Социально-психологическая помощь и поддержка в культурной среде // Психологическая помощь и поддержка в клубе пожилых людей (с пограничными нервно-психическими расстройствами). — М.: Фолиум, 1996. -С. 14-17.

социального воздействия на людей [Страшникова К.А., 1992]. В результате из круга интересов специалистов в области культуры практически исключаются многие направления, необходимые как для отдельного человека, так и для общества в целом [Страшни­кова К.А., Тульчинский М.М., 1992].

Одним из нетрадиционных направлений сегодня следует счи­тать социокультурную работу с людьми пожилого возраста [ Страш­никова К. А., Тульчинский М. М., 1990]. Существует особое отноше­ние к этой работе, несмотря на представления о ее малой перс­пективности, не несущей прямых выгод. Однако это далеко не так. <...> Положительный опыт в осуществлении культурно-просве­тительной работы с людьми пожилого и старческого возраста по­зволяет сблизить социально значимые гуманистически направлен­ные действия культуролога с соответствующими реабилитацион­ными программами психолога, социального работника и врача, что таит в себе реальные перспективы духовного обновления, со­вершенствования столь необходимой современному обществу сфе­ры культуры.

С точки зрения культурологии значительное место среди про­чих вопросов должно быть отведено изучению особенностей внут­реннего мира пожилого человека и возрастных закономерностей его социально-психологического развития. По существу, это ком­плексные, сложные с профессиональной точки зрения вопросы, которые связаны с организацией самодеятельности в социальном клубе пожилых людей. Именно возрастные характеристики чело­века определяют специфику методов, способствующих культур­ному развитию личности. Отметим, что обращение культуролога к знаниям о возрастном социально-психологическом развитии че­ловека должно обогащаться также описанием поведения, актив­ности, деятельности человека в освоенном им жизненном про­странстве и тех изменений, которые идут под воздействием конк­ретного времени.

Методом лонгитюдных исследований [Ананьев Б. Г., 1968, 1971, 1972] установлено, что человек в течение жизни сохраняет свой­ственную ему индивидуальность, которая определяется уникаль­ностью его бытия, присущим ему сочетанием свойств личности в их временном взаимодействии. В этом смысле нет двух людей, по­хожих друг на друга. Однако есть и другая точка зрения, также подтверждаемая как исследованиями, так и практическим опы­том [Анастази А., 1982]: несмотря на индивидуально-личностный характер развития, биологические и культуральные различия, люди могут проявлять себя относительно схоже в соответствии со своей принадлежностью к той или иной возрастной группе, к тем или иным социальным условиям существования.

Для культуролога одинаково важны обе в действительности со­существующие тенденции сохранения и изменения «Я». В разные

периоды жизни человека его личностные новообразования несут в себе все признаки индивидуальности, свойств характера, свое­образия способностей, темперамента и пр. Изменения личности (за исключением случаев патологических изменений) есть лишь перестройка иерархии собственных тенденций развития личности. Приближение к другому типу личности, изменения «Я» человека рано или поздно приобретают противоположную тенденцию воз­врата к себе. Особенно рельефно эта закономерность проявляется в процессах старения человека. Для культуролога важно это ис­пользовать. При, казалось бы, постепенно-необратимом процессе изменения личности, человек преклонного возраста, находящийся в культурной среде, оказавшись в условиях клубности, способен проявить творческие наклонности как бы суммирующие его неиз­расходованные возможности. Механизм реституциализации лич­ности [Ананьев Б. Г., 1968, 1971, 1972] позволяет культурологам эффективно решать свои профессиональные проблемы, опираясь на немедленную и самую положительную реакцию пожилых лю­дей, поддерживая увядающие и некогда привлекательные лично­стные черты на оптимальном для данного индивида уровне.

По традиции немало проблем старения и старости решается в области медицины. Это понятно, так как процесс старения явля­ется разрушительным и, во многих случаях, сопровождается бо­лезнями. Но и здесь, как показывает опыт, далеко не все требует лишь сугубо врачебного вмешательства, так как даже болезнен­ные проявления имеют социальное звучание. Кроме того, проис­ходящие внешние и внутренние изменения в жизни людей на за­вершающем ее отрезке стимулируют развитие потребностей, ко­торые до этого находились на более низком уровне в иерархичес­кой структуре личности. Заняв господствующее положение, они по-разному проявляются в поведении. При этом благоприятными являются те случаи, когда содержание потребностей, свойствен­ных более активному взрослому периоду плавно переходит в по­жилой возраст, несмотря на общее изменение их структуры (то, что было ведущим, оказывается второстепенным, и наоборот). Только медицинскими мерами воздействия в данном случае по­мочь невозможно. Стремление избежать страдания, беспокойства по поводу утраты социальных связей, снижения уровня стабиль­ности жизни проявляется независимо от типа старения.

Общей характеристикой самосознания старого человека явля­ется застревание на состоянии личного неблагополучия. Другая сторона этой же проблемы — необходимость в постороннем учас­тии, моральной поддержке, потребность в общении со сверстни­ками своего круга, которые могли бы в какой-то мере заменить старые, прерванные социальные связи. Именно механизмы лич­ностной защиты определяют стиль поведения в период старения человека. Придание ему соответствующей направленности для ре-

ализации эстетической деятельности положительного звучания тре­бует создания клубной среды. И вот здесь-то без особых усилий, при всех существующих трудностях в материально-экономичес­ком обеспечении клубной работы, возможны необычайно быст­рые и эффективные изменения в состоянии пожилых людей, вклю­ченных в соответствующую культурно обустроенную программу. Вовлеченность пожилых людей в клубную деятельность в боль­шинстве случаев оказывает (даже вне медицинского влияния) оз­доровительное, личностно-восстановительное влияние, помогает им в жизни и защищает от невзгод.

Итак, как показывает опыт, клубные специалисты, исключа­ющие пожилых людей из круга своих профессиональных интере­сов, значительно обедняют результативность своей работы. Со­ставляя значительную часть населения, по традиции сбрасывае­мую со счетов в практике клубного культурного обслуживания, люди пожилого возраста лишаются возможности отдать обществу накопленный ими в течение жизни духовный опыт, часто счита­ют себя лишними в обществе. Именно это дает повод для критики геронтофобических концепций [Карсаевская Т.Е., 1991]. Вопрос заключен в том, что предоставленные самим себе вне активной жизни пожилые люди становятся во многих случаях действитель­ным источником бытовых, социальных неурядиц, трудностей и даже бед. <...> Перегружая в этих условиях социальную службу, медицину, сферу быта задачами подчас трудно решаемыми и мало перспективными, отвлекающими общество от иных, более про­дуктивных направлений деятельности, пожилые люди подверга­ются еще большему натиску неблагоприятных физических и со­циальных факторов, дающих сегодня удручающую картину пато­логического старения. Вместе с тем, различные формы клубной работы, в том числе с вовлечением пожилых людей в клубную среду, не только снижают определенное социальное напряжение, но во многих случаях уменьшают остроту заболеваний, сопутству­ющих старости, сужая тем самым обширный круг задач, стоящих сегодня перед медицинской службой. <...> Отсюда возникает прак­тическая задача — создание социальных клубов особого профиля, способных нейтрализовывать, сглаживать мало привлекательные стороны жизни пожилого человека, предотвращая остроту мно­гих, по сути, социально обусловленных болезней.

Таким образом, выделенная проблема не может решаться без корректировки традиционных «моделей», определяющих деятель­ность специалистов культурного, социального, медицинского про­филя. Включение социальных клубов в действующую сеть куль­турно-просветительных, медицинских и других учреждений тре­бует освоения в системе подготовки специалистов дополнитель­ных знаний, овладения специальной методикой работы с людьми пожилого возраста, а тем более с людьми, страдающими различ-

ными физическими недугами. Одновременно следует добавить, что такого рода клубы, где центром внимания оказались бы пожилые люди, составляющие по статистике почти пятую часть населения сельской и четвертую городской местности, не требуют существен­ных экономических вложений. Вполне возможно для работы с на­селением пожилого возраста использовать уже сложившуюся сеть клубных, медицинских и др. учреждений. Пока что разрозненный отечественный опыт позволяет сказать, что подобные изменения в клубной, медицинской, социальной работе дают положитель­ные, быстрые и устойчивые результаты. Прежде всего важна кор­ректировка, а порой и замена стереотипа «культурного обслужи­вания» людей; необходимо обратить внимание на невостребован­ный талант пожилых людей. Работа социальных клубов в значи­тельной степени будет обеспечиваться, как можно предположить, самими членами таких клубов, их усилиями, их инициативой и самодеятельностью. Нужна лишь верная ориентация клубной ра­боты «на старте», а в последующем ее приспособление к особен­ностям жизни, свойственным периоду старости.

Итак, с помощью клубной среды можно нивелировать нега­тивные стороны социально-психологической дезадаптации пожи­лых людей. Необходимо при этом отметить, что существует еще более сложная проблема: мощный дезадаптирующий фактор со­циальных изменений может возникать при определенных нару­шениях психики у человека, которые усугубляются процессами старения. Происходящие в это время изменения могут затронуть как непосредственно физическую сторону существования челове­ка, так и серьезно изменить его личностную сферу. Глубокие пе­ремены в последней так или иначе влияют и на ближайшую по­жилому человеку социальную среду. Это обстоятельство также вынуждает обращаться к таким эффективным реабилитационным формам воздействия как социальные клубы, которые позволяют выводить человека из обостренного болезненного состояния бо­лее гуманным способом, нежели пребывание в психиатрической клинике. <...> Для культурологии эти проблемы в последнее вре­мя становятся все более ощутимыми. Социальный клуб эстетичес­кой направленности может оказаться эффективным средством оз­доровления пожилого населения. <...> Значимость такого типа клу­бов в ближайшем будущем может усилиться в силу целого ряда причин. <...> Отметим некоторые из них:

1. Увеличение продолжительности жизни и накопление пожи­лых людей в составе населения. Этот процесс усугубляется тем, что рост числа пожилых больных идет параллельно с нарастанием удельного веса пожилых людей в целом. <...> Отмеченная тенден­ция подтверждается и данными, собранными на базе психонев­рологической консультации (ПНК) № 10 Южного администра­тивного округа Москвы. <...>

2. Психически больные составляют группу с большим риском ухода из жизни по сравнению со здоровыми людьми пожилого возраста. <...> Важно отметить, что признаки психической болез­ни, подпитываемой социально-психологическими проблемами одиночества, утратой родственных связей и конфликтными отно­шениями с социальной средой, слабой социальной защищеннос­тью и др., являются основанием для госпитализации в случае со­циально-психологической дезадаптации в позднем возрасте. Спе­циальные отборочные комиссии, оценивая степень социальной опасности, направляют пожилого человека в болезненном состо­янии в кризисный стационар, в котором проводятся специаль­ные реабилитационные мероприятия, учитывающие индивидуаль­ные особенности пациента, истории его жизни и личностного пути.

3. Расходы по содержанию душевно больных людей представ­ляют сегодня существенную дополнительную нагрузку для обще­ства и требуют организации социальной системы их защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: