Лесная сертификация. Введение

А. С. Федоренчик, П. А. Протас

Лесная сертификация

Тексты лекций по одноименной дисциплине

для студентов специальностей 1–46 01 01 «Лесоинженерное дело»,

1–36 05 01 «Машины и оборудование лесного комплекса»

Минск 2009

Введение

В Республике Беларусь лес является одним из тех природных ресурсов, использование и реализация продуктов которого доступны и выгодны как внутри страны, так и за ее пределами. При этом на долгосрочную перспективу государству необходимо обеспечить контроль за рациональным и неистощимым использованием лесного фонда и проводить экономические реформы, позволяющие получить соответствующие доходы от его реализации. Мировой рынок лесопродукции при ужесточении подходов к экологическим аспектам требует от поставщиков специальных сертификатов, подтверждающих то, что эта продукция получена из лесов с устойчивым развитием и управлением. Важнейшим из способов проведения таких реформ и доказательством следования принятому курсу является лесная сертификация, выступающая в роли действенного инструмента повышения качества лесоуправления, лесопользования и эффективности международной торговли лесной продукцией.

Лесная сертификация возникла также и как реакция на ряд негативных процессов, происшедших за последние десятилетия в биосфере планеты. Одним из ведущих факторов развития лесной сертификации стал глобальный лесной кризис, который проявился в катастрофическом обезлесении тропических лесов и потере качества бореальных (умеренных) лесов. Лесной покров значительно уменьшился в большинстве развитых стран, и до настоящего времени от первоначальной лесной площади земной суши сохранилось менее половины.

Всесторонне продуманная и правильно организованная система лесной сертификации является средством достижения главной стратегической задачи – обеспечения перехода к устойчивому лесоуправлению, эффективному ведению лесного хозяйства и рациональному, сбалансированному использованию всех полезностей леса. С учетом особенностей количественного и качественного наличия и соотношения природных ресурсов Республики Беларусь, и лесных запасов в частности, а также уровня развития народного хозяйства лесная сертификация является важной составляющей в повышении роли лесного сектора страны в ее экономике, который в перспективе способен обеспечить производство 20% и более валового национального продукта.

Для решения поставленных задач, снижения обострения социальных и экологических проблем, во избежание снижения экспорта лесопродукции и доходов от ее реализации лесная сертификация должна быть в центре интегрированного внимания не только специалистов и научных работников лесного сектора страны, экологов, экономистов и лесоэкспортеров, но и студентов вузов лесного профиля – будущих организаторов лесохозяйственного и лесопромышленного производств в рыночных условиях.

В связи с этим цель дисциплины «Лесная сертификация» – дать необходимый объем знаний по лесной сертификации, организации ее проведения на уровне современных требований в условиях Республики Беларусь.

Основная задача дисциплины – изучение понятия основ сертификации, сущности и содержания лесной сертификации, правил и процедур ее применения на практике, международного и отечественного опыта ее развития, критериев и индикаторов по устойчивому управлению лесами и лесопользованию.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– научные основы, базовые принципы, критерии и показатели для организации существующих систем лесной сертификации в мире, Европейских странах и Республике Беларусь;

– основополагающие законодательные документы Республики Беларусь, являющиеся юридической базой для создания и функционирования Национальной Системы лесной сертификации;

– организационную структуру органов лесной сертификации Республики Беларусь, их назначение, права и обязанности;

– перечень основных стандартов, регламентирующих и нормативных документов по лесной сертификации, их содержание;

– порядок и процедуру проведения сертификации и идентификации лесной продукции.

Учебным планом предусмотрено всего часов по дисциплине 54, в том числе аудиторных – 34, из них лекций – 18.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: