Переход от учения к учебной деятельности

Наряду с понятием «учение» в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова), а затем и в работах зарубежных авторов (Й. Ломшер, И. Лингарт) все чаще используется понятие «учебная деятельность», в содержание которого входит не только процессуальность и результативность, но и структурная организация, — самое главное — субъектность учения. Этот переход к определению учения как учебной деятельности включает три этапа (А. К. Маркова, Г. С. Абрамова): на первом этапе — в конце 50-х годов Д. Б. Элькониным была выдвинута общая гипотеза о строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка и начато ее экспериментальное изучение; на втором этапе исследовались

1 Ильясов И. И. Указ. соч. С. 22.

особенности этой деятельности, ее структурные компоненты; третий этап — изучение тех психических новообразований, которые формируются в этой деятельности1.

В настоящее время учебная деятельность как особая форма учения выступает в качестве специального объекта организации (самоорганизации), управления (самоуправления), контроля (самоконтроля). Учебная деятельность означает «воспроизводящую» деятельность, в процессе которой воспроизводятся не только накопленные человечеством знания и умения, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления — рефлексию, анализ, мыслительный эксперимент2. (Подробно учебная деятельность будет рассмотрена в части IV.)

Все рассмотренное выше свидетельствует о глобальности, многосторонности содержания самого понятия «учение» и многоаспектности его рассмотрения с позиций разных наук. Такое положение естественно, так как субъектом учения является человек. Более того, когда мы говорим о ребенке, то это становящийся, развивающийся, формирующийся человек во всей сложности и многообразии входящих в этот процесс проблем (физиологических, психологических, социальных, педагогических и т. д.). В то же время всеми авторами отмечается, что в процессе учения наблюдаются изменения в самом субъекте — в самом широком смысле слова происходит его развитие (нормально как продвижение) и что это в значительной мере обусловлено обучением: его формами, содержанием, исходной позицией учителя и организатора учения. Как же связаны между собой обучение и развитие, происходящее в процессе учения человека, точнее, его учебной деятельности?

1 Маркова А. К., Абрамова Г. С. Учебная деятельность как предмет психологического исследования // Проблемы деятельности в советской психологии. М., 1977. Ч. I.

2 Давыдов В. В. Указ. соч. С. 133.

§2. Обучение и развитие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: