Образовательный процесс как взаимодействие

Образовательный процесс представляет собой многоплановую и полиморфную сферу взаимодействия. Это и собственно учебное или точнее учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя (студента — преподавателя); это и взаимодействие учеников (студентов) между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может по-разному возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие. Рассмотрим первый план этого взаимодействия по схеме «ученик — ученик». Оно реализовалось в истории учения в разной форме: индивидуальная работа с Мастером, Учителем; со времен Я. А. Коменского — в классно-урочной форме; в произвольной свободной форме консультирования с Учителем (Дж. Дьюи, У. Киркпатрик) при индивидуальной работе ученика; в форме бригадно-лабораторного метода организации обучения в 30-е годы в России и т. д. Однако в любом варианте каждая из взаимодействующих сторон реализовала свою субъектную активность. В наибольшей мере она могла проявиться у ученика в учении по методу сократических бесед, в индивидуальной работе, консультировании.

В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества (активные формы — деловые, ролевые игры, совместно-распределительная деятельность и т. д.) в триадах, группах, тренинг-классах. Сотрудничество включает в себя прежде всего взаимодействие самих учеников (студентов). В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм учебного взаимодействия. Соответственно усложняется и его общая схема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: