Взаимооценка затруднения

В то же время показано, что затруднения общения, возникающие в отношениях «учитель — ученик» и «ученик — ученик» оцениваются самими участниками общения и другими людьми по-разному (Е. В. Цуканова). Во-первых, оценка затруднений общения (по номенклатуре и ранговому месту) учителем и учениками не совпадает. Так, если учителя считают, что наибольшие затруднения в схеме «учитель — ученик» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности.

Характеризуя в целом условия совместной учебной деятельности, исследователи отмечают, что основные затруднения связаны прежде всего с межличностными отношениями, затем индивидуально-психологическими особенностями общающихся и затем с характером их участия в деятельности.

Исследование взаимооценок общения учениками и педагогами в плане взаимовлияния многих факторов на затруднения в этом процессе позволило (З. А. Нолиу, Л. Б. Филонов) прийти к выводу, что более 90% оценок учеников и учителей по поводу их контактности не совпадает. Ученики оценивают педагогов как трудноконтактных в три раза чаще (чем педагоги учеников), считая их жесткими, «барьерными».

1 Цуканова Е. В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности: Автореф... канд. психол. н. М., 1980.

Исследования педагогического общения студентов позволили выявить не только специфику затруднений студентов педагогических вузов, но и динамику изменения этих затруднений с I по V курс. В условиях социально ориентированного учебно-педагогического общения студенты чувствуют затруднения и из-за непривычности к публичным выступлениям (49%), и из-за ощущения несоответствия того, что происходит, интуитивно сложившемуся представлению о том, как это должно быть, и из-за скованности жестов, движения, общего поведения, которое ранее было естественным (71 %)1. В исследованиях Л. А. Поварницыной были выделены шесть групп трудностей общения студентов, и в первую группу вошли трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать. Трудности второй группы вызваны непониманием партнера общения, т. е. недостаточной сформированностью собственно перцептивной стороны общения. Третья группа состоит из трудностей, вызванных тем, что говорящего не понимает и не принимает партнер общения. В четвертую группу входят трудности общения, обусловленные испытываемым говорящим чувством смущения, неловкости, неуверенности. Трудности пятой группы связаны с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру. Шестая группа включает трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением. На этой основе автор анализирует особенности общения студентов в разных социальных сферах, в зависимости от курса (с I по III) и от других факторов. Было показано, что в общении со взрослыми студенты испытывают наименьшие трудности по второй группе (14,2%) и наибольшие (29,6%) — в связи с неумением вести себя, незнанием предмета общения. В общении студентов со сверстниками легче преодолеваются трудности второй и третьей групп. Показа-

1 См.: Поварницына Л. А. Психологический анализ трудностей общения у студенток: Автореф.... канд. психол. н. М., 1987; Творогова Н. Д. Психологии управления общением личности: Автореф.... канд. психол. н. М.,1992.

тельно, что если в преодолении затруднений в общении с родителями, родственниками студенты по мере перехода от I к III курсу выявляют незначительные изменения, то в общении с неизвестными людьми наблюдается резкое снижение затруднений.

Анализ основных областей затруднений в общении, в деятельности обращает внимание и на то, что они изменяют саму ситуацию общения. Трудности межличностных отношений, в которых сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, средства, способы деятельности, создают конфликт, изучаемый специальными разделами не только психологии, но целой наукой конфликтологией, к чему и отсылается заинтересованный читатель. В данном контексте необходимо только отметить, что в групповом взаимодействии конфликт как столкновение противоположных решений, стратегий, средств и способов, создавая проблемную ситуацию, повышает интеллектуальную активность совокупного (группового) субъекта. Важно только, чтобы такой конфликт не перешел на уровень оценки самих субъектов и не стал негативно межличностным в узком смысле слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: