29 июня 1905 г.
«Эме». Амстердам
Мы в сухом доке в порту. Конопатят палубу, что-то подготовляют к предстоящему плаванию. Вот уже три дня как мы здесь, а я еще не был в музее. Здесь столько всего надо посмотреть! Амстердам совсем не такой, каким я себе его представлял. Множество разноцветных домов, крыши с затейливыми коньками, современные дворцы и памятники, любопытные по окраске и архитектуре.
Повсюду каналы. Весь город стоит на сваях, что создает поразительную панораму, но в то же время превращает его в зловонную яму. Как только мы приехали, я поспешил в Зоологический сад и Аквариум. Чувствую, что вернусь туда еще не раз.
Вчера совершили экскурсию в Алькмаар. Рынок сыров, непрерывный колокольный звон. По пути туда чудеснейший вид. Озеро, окруженное мельницами. На полях — мельницы до самого горизонта. Куда бы ни взглянул, видишь одни вертящиеся крылья. В конце концов начинаешь чувствовать себя автоматом при виде этого механического пейзажа.
Нет нужды говорить Вам, что в такой обстановке я ничего не делаю. Зато набираюсь впечатлений и думаю, что в результате этого путешествия кое-что получится. Во всяком случае, сейчас я совершенно счастлив и напрасно тревожился в минуту упадка духа. Вы знаете, как я умею принимать даже самое трагическое, а тут... боже мой, ведь бывает и хуже!
|
|
Пишите мне в Амстердам. Мы, должно быть, пробудем здесь еще неделю.
Сердечно жму руку М. Р.
В путешествии, как, впрочем, и вообще в жизни, люди находят то. что заложено в них самих... Поэтому Равеля — любителя автоматов, автора «Рождества игрушек» и «Испанского часа»,— в первую очередь поражает вид «механического пейзажа». «В конце концов начинаешь чувствовать себя автоматом», — пишет он.
Заводы, которые он видит с палубы на пути в Дюссельдорф, вызывают у него еще более сильное внутреннее волнение, чем заводы Льежа.