Ключевые слова: социализация, саморазвитие, психомоторное развитие, самооценка, самовоспитание.
Человек, понявший связь своего физического состояния, физического совершенства с успешностью в жизни, в повседневной жизни занимается физическими упражнениями. Освоение ценностей физической культуры через регулярные занятия позволяет ему самореализоваться как личности.
Через взаимосвязь физической культуры с другими проявлениями общественной жизни происходит духовное, умственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. Это способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, развивает ценные качества личности, такие, как гуманистические убеждения, признание первостепенной ценности и приоритетности прав и свобод личности, устойчивость дружелюбного и уважительного отношения к другим людям. К гармоничному развитию человека, созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства, направлена главная цель олимпийского движения. Существует массовое движение "Фэйр Плэй", что означает "справедливая (честная) игра". Правила этой игры были сформулированы еще в Древней Греции. "Нет большей победы, чем победа над собой!" - так писал древнегреческий философ Платон, который сам участвовал в Олимпийский играх.
Для поощрения рыцарского поведения спортсменов в последнее время стали вручать различные награды: "Трофей Пьера де Кубертена за благородный жест", "Трофей фей Пьера де Кубертена за благородство на протяжении спортивной карьеры". Эти награды ежегодно вручаются спортсменам за выдающийся пример честной игры, независимо от того, любитель или профессионал, знаменит или совсем неизвестен, независимо от возраста, или спортсменам, которые уже перестали выступать и которые в течение всей своей жизни в спорте беззаветно и до конца демонстрировали на соревнованиях истинно спортивный характер. С 1991 г. награду за благородство в спорте присуждает Олимпийский комитет России. Лауреатами стали: бесстрашная альпинистка, не раз выручавшая товарищей в самую трудную минуту, Е. Иванова; чукотский гонщик на собачьих упряжках Н. Эттыне, отдавший верную победу из-за того, что в пургу бросился отыскивать заблудившихся иностранных соперников. Желание победить, установить новый рекорд заставляет спортсменов, тренеров, ученых постоянно думать, что еще можно улучшить в тренировочном процессе.
Становление человека как личности носит название социализации. Этот процесс занятий физической культурой и спортом включает в себя, с одной стороны, усвоение общественного и культурного опыта, норм и правил жизни в обществе через выполнение человеком различных социальных функций (ролей) и приобретение жизненного опыта, а с другой - формирование психологических свойств личности (направленности, характера, способностей и др.). В процессе социализации ребенок познает самого себя и на этой основе осуществляет самосовершенствование.
Открытие собственного "Я" на социальном, личностном уровне - это поиск своего места в системе человеческих отношений, ощущение себя творцом собственной биографии.
"Я" - это субъект собственного развития. Самостоятельность, ответственность, инициативность - все эти качества являются непременными условиями саморазвития.
Саморазвитие характеризует сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности свое «Я». Цели, направления, средства этих изменений определяю «Я» сам. Активное участие в физкультурно-спортивной деятельности дает человеку знания о различных сторонах и компонентах этой деятельности, о возможностях организма в конкретных условиях, стимулирует развитие самосознания и самовоспитания.
Самосознание отражает осознание человеком себя как личности, осознанность своих интересов, стремлений, переживаний, его знания о самом себе.
В процессе формирования самосознания у человека появляется определенное отношение к себе. Сочетание знаний о себе, отношений к себе, образует неотъемлемую часть самосознания - самооценку человека. В процессе занятий физическими упражнениями она является результатом сравнительного познания себя через соотношение знаний о себе со знаниями о других или об идеальном образе, существующем в его представлениях. На основании результатов этого процесса формируется отношение к себе: самоуважение, гордость, тщеславие, презрение, ненависть и др.
Самовоспитание определяет формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Чаще оно возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки самовоспитания можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие.
В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании играет самооценка своих физических возможностей. Важным мотивом самовоспитания становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам. В юношеском возрасте самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер. Благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам самовоспитание невозможно без анализа своих индивидуальных особенностей, физических способностей и возможностей.
Проблема соотношения свободы и ответственности как цели самовоспитания является для личности постоянной, не имеющей окончательного решения. Ее анализ осуществляется с помощью таких форм самовоспитания, как самообучение, направленное на преодоление собственных недостатков физической подготовленности; систематизация добытых знаний, умений, навыков и выработка на этой основе опыта, с помощью которого образуется мировоззрение.
В самовоспитании взаимодействуют: деятельность по накоплению знаний, двигательных умений и навыков, их классификации, систематизации, включению в мировоззрение и корректировка на этой основе способа самореализации и достижений физического совершенства. Вся эта деятельность может быть охарактеризована как процесс овладения физической культурой.
Главным содержанием самовоспитания в процессе физкультурно-спортивных занятий является систематическое расширение и углубление специальных знаний и их практическое использование, творческая реализация. В результате занятий физическими упражнениями совершенствуется сам человек. Более гармоничными, стройными, красивыми становятся формы тела, легкой и упругой походка, стройнее осанка. Движения приобретают более совершенную форму, становятся экономичными, ловкими, координированными, уверенными. Такие занятия способствуют воспитанию духа творчества и уверенности в своих способностях и силах для достижения цели. Благодаря настойчивой и целеустремленной тренировочной деятельности укрепляется здоровье, повышается физическая дееспособность человека.
В процессе самовоспитания человека происходит физическое совершенствование, изменяется его уровень образованности, меняется отношение к самому себе, изменяется отношение к нему со стороны окружающих его людей, меняется его социальный статус.