Принципы государственного управления

Реализация целей государственного управления основывается на базисных положениях, которые заключаются в принципахгосударственного управления. В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к классификации и систематизациипринципов управления. С учетом специфики государственного управления можно выделить следующие подсистемы (блоки) принциповуправления: общие (общесистемные), организационно-технологические, частные. Первые раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления, вторые – ее организационную и технологическую стороны, третьи касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей, участников управленческого процесса и исполнителей.

Блок общесистемных принципов можно разделить на социально-ценностные (гуманизм, демократизм, социальная направленность) и социально-функциональные (системность, научная обоснованность, объективность, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение властей, публичность, саморегулирование, причинность (казуальность), дополнительность, информационная достаточность, оптимальность, эволюционизм, вероятность прямой и обратной связей и т.д.).

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы особое значение имеют принципыразделения труда, иерархичности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазонауправления, и т. д. Начало разработки данных принципов положено в трудах М. Вебера и А. Файоля. Они активно разрабатываются в теории и практике отечественного управления. Эти принципы не являются специфическими для государственного управления, но могут успешно в нем применяться.

К организационно-технологическим принципам можно отнести: согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость и иерархиюцелей государственного управления; правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственной власти; концентрацию управленческих функций и необходимых для этой цели ресурсов в руках компетентного органа в соответствии с интересами и потребностями объекта управления; комбинирование действий организационных структур для исключения дублирования и параллелизма в их работе и, наконец, единство системы государственной власти, согласованность и последовательность процессов государственного управления; территориально-отраслевую обусловленность организационных структур; сочетание коллегиальности иединоначалия и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: