Принципы региональной политики Европейского Союза

Особый интерес представляет опыт региональной политики Европейского Союза, поскольку относится к целому ряду входящих в ЕСгосударств и поэтому может быть применим в различных условиях. Региональная политика ЕС на общеевропейском уровне осуществляется параллельно с проведением региональной политики самими странами-участницами и стремится вовлечь в решение задач ведущих политических деятелей и партнеров на всех уровнях: европейском, национальном, региональном.

Со времени подписания Римского договора в 1957 г. ЕС стремится сократить региональное неравенство. Эта цель, подтвержденная в Договоре об образовании Европейского Союза, подписанном в Маастрихте в 1991 г., заключается в уменьшении неравенства в уровнях развития наиболее развитых и наиболее отсталых регионов. За прошедшие 25 лет целесообразность проводимой ЕС региональной политики неоднократно получала подтверждение в реализации таких важных принципов, как:

• социальное равенство – неприемлемость большого разрыва с точки зрения уровня доходов и занятости;

• продуктивность – способность ЕС направлять помощь в наиболее слаборазвитые районы, привлекая таким образом ресурсы, которые ранее оставались неиспользованными;

• эффективность – роль ЕС в координировании политики, проводимой ЕС и странами – членами ЕС в интересах регионального развития.

Интересы европейской интеграции – предотвращение возможности того, что региональное или социальное неравенство поставит под угрозу дальнейшее развитие процессов интеграции в Европе. Начиная с середины 1980-х гг. акцент на интересах европейской интеграции в качествеобоснования проводимой политики стал особенно очевиден. В дополнение к более тесному политическому и экономическому союзу в качествеодной из задач, стоящих перед Сообществом, была провозглашена «экономическая и социальная сплоченность». Она определялась как экономическое обеспечение достаточно высокого уровня доходов, конкурентоспособности и занятости, а также социальная солидарность, достигаемая путем уменьшения неравенства в плане обеспечения занятости, социальных возможностей и ликвидации нищеты. После реформыСтруктурных фондов в 1988 г. их деятельность стала базироваться на нескольких ключевых принципах:

концентрация ресурсов в наиболее нуждающихся регионах и группах регионов;

финансирование рассматривается скорее как долгосрочная программа, а не как одноразовый проект;

политика осуществляется путем установления отношений партнерства между Европейской комиссией, национальным правительством и местными и региональными властями;

принцип дополнительности, когда финансирование на уровне ЕС дополняет, а не заменяет собой ресурсы, ассигнуемые на эти цели на национальном уровне;

принцип субсидиарности, при котором управление ресурсами осуществляется на самом нижнем в зависимости от ситуации административном уровне: региональном, национальном или европейском. Кроме того, существенное внимание уделяется контролю и оценке, что позволяет обеспечивать эффективное использование фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: