(Сократ и Стрепсиад) (Ср. А 28). Но раньше этого тебе следует поучиться другому, (а именно), какие из четвероногих на самом деле мужского рода. — (660). Мужского рода? Но я и так знаю их, если только не спятил с ума: баран, козел, бык, петух, собака. — Видишь, как ты врешь? Разве ты не называешь собакою одинаково (животное) как женского, так и мужского рода? — Как так? Ну-ка (объясни), как это. (Собака)
[В русском переводе приходится для показа этих грамматических тонкостей брать слово «собака» вместо греческого слова означающего одновременно петуха я курицу в виду отсутствия в русском языке подобного слова]
— и пес и сука (665). — А ведь правда, клянусь Посейдоном! Как же теперь я должен называть их? — Сукой, а другого псом. Сукой? — Право, хорошо, клянусь Воздухом! Да за этот один только урок я насыплю тебе полный квашник муки. (670) — Вот опять еще новая ошибка: ты говоришь «квашник» в мужском роде, тогда как (это слово) женского рода (677). Но как же мне должно называть его на будущее время? — Как? квашней, подобно тому как Сострату (ты зовешь) Состратой. — Квашня женского рода? — это ты действительно правильно говоришь.
Еврипид «Вакханки» 199 след.
(Кадм и Тирезий) (Ср. В I) (пер. И. Анненского). — Нет, презирать богов не мне, — я смертен. (200) Да, перед богами тщетно нам мудрить [Точнее: мудрствовать как софист. В словах «речи, что низвергнут богов» ясен 'намек на Протагора.]. Предания отцов, как время, стары, И где те речи, что низвергнут их, Хотя бы в высях разума витал ты?
III. КСЕНИАД (75)
Секст «Против математиков» VII 53.
Коринфянин Ксениад, которого упоминает и Демокрит, сказал, что все ложно, и что всякое воображение и мнение обманывают. (Он учит), что все, что возникает, возникает из небытия, и все, что уничтожается, исчезает в небытие. По существу он придерживается того же самого (неизменного) бытия, что и Ксенофан.
Ср. «Пирроновы очерки» II 76 (перев. Брюлловой-Шаскольской. Если же (мы будем доверять) всякому (представлению), то будем доверять и представлению Ксениада, сообразно с которым он говорил, что все представления недостоверны.
IV. ГОРГИЙ (76)
А. Жизнь и учение