Точно следуя его (гуру) словам и практикуя мудры, ты достигаешь качеств анимы и др. и преодолеваешь смерть и время.
Эта шлока явно указывает на необходимость взаимоотношений гуру/ученик для получения результатов от практик мудры, а именно, совершенств (сиддхи) и бессмертия. Если ученик выбрал своего гуру и гуру признал его как ученика, то в жизни ученика наибольшую роль начинают играть значение и применение советов и инструкций гуру и регулярность практики. Для уничтожения эгоцентризма большое значение имеет общение как с внутренней, так и с внешней личностью гуру. Должны систематически выставляться наружу и искореняться глубоко укорененные и унаследованные впечатления (самскары), которые являются блокировками для увеличенных потоков сознания и ограничениями для проявления больших энергий в практиках. Как приближаться к гуру? Ученик должен использовать любую возможность, чтобы подвести себя под свет сознания гуру. Его вдохновение и усердие будут замечены гуру, и тот подаст конкретные сигналы или намеки, на которые ученик должен быть настроенным, чтобы воспринять их. Величайшей способностью ученика является его умение различать и распознавать чистого гуру и руководителя, а затем отказаться от своего эго и от своей обусловленности у ног гуру. Как больной, испытывающий схватки в кишечнике, должен поскорее найти опытного врача, так и ученик, который желает переживать более высокие состояния сознания, должен отдать свою психофизиологическую личность на усмотрение гуру. Только дурак даст согласие на анестезию без веры в своего врача. Поэтому, для того чтобы практики принесли больше плодов, должны быть установлены правильные отношения между учеником и гуру, основанные на доверии и отказе от своего эго.
Глава четвертая САМАДХИ
Глава четвертая. 165
САМАДХИ.. 165
Шлока 1. Приветствие гуру Шиве, рассматриваемому как нада, бинду, калаа. 167
Шлока 2. Процесс самадхи. 169
Шлоки 3, 4. Названия высшего состояния. 172
Шлока 5. Ум и атма соединяются, как соль с водой в океане. 172
Шлока 6. Исчезновение праны и ума в самадхи. 172
Шлока 7. Когда дживатма соединяется с параматмой, желания исчезают. 172
Шлока 8. Джняна, мукти, стхити и сиддхи приходят от гуру. 173
Шлока 9. Сострадание гуру приносит успех. 173
Шлока 10. После пробуждения кундалини прана растворяется в пустоте (шунье) 174
Шлока 11. Состояние самадхи является естественным, когда пробуждается кундалини и освобождается прана. 174
Шлока 12. Когда прана течет по сушумне, искореняются кармы.. 174
Шлока 13. Овладение временем.. 175
Шлока 14. Амароли, ваджроли и сахаджоли достигаются посредством невозмутимости ума. 176
Шлока 15. Не может быть никакого внутреннего знания, пока прана является активной, а ум — неконтролируемым 176
Шлока 16. Кундалини должна быть заблокирована в брахмарандхре. 177
Шлока 17. Сушумна поглощает время. 177
Шлока 18. Из всех 72000 нади важна только сушумна, путь шамбхави. 178
Шлока 19. Проведение саманы вайю вместе с кундалини в сушумну и заблокирована в ней. 180
Шлока 20. Когда прана течет по сушумне, устанавливаетсясостояние манонмани, и тогда все практики являютсяутомительными 180
Шлока 21. Прана и ум ограничивают друг друга. 180
Шлока 22. Читта имеет два источника: васану и прану. 180
Шлока 23. Успокоение и взаимозависимость ума и праны.. 180
Шлока 24. Ум и прана смешиваются, как молоко и вода. 180
Шлока 25. Когда искореняется одно, искореняется и другое. 180
Шлока 26. «Меркуриальные свойства» ума. 181
Шлока 27. «Меркуриальные свойства» праны.. 181
Шлока 28. Саттвическое состояние создается успокоением ума, праны и бинду. 184
Шлока 29. Ум правит чувствами, прана правит умом, нада правит праной. 184
Шлока 30. Согласно некоторым авторитетам, лайя есть освобождение. 184
Шлока 31. Поглощению ума предшествует кевала кумбхака. 185
Шлока 32. Прекращение желаний влечет лайю.. 185
Шлока 33. Когда видение направлено и сконцентрировано, случается лайя. 185
Шлока 34. Характеристики лайи. 187
Шлока 35. Шамбхави мудра предназначена не для каждого, но лишь для достойных. 187
Шлоки 36, 37. Шамбхави мудра направляет прану и ум внутрь. 188
Шлока 38. И шамбхави, и кхечари ведут к экстазу. 188
Шлока 39. Совершенство в шамбхави ведет к унмани. 188
Шлока 40. Смущение, вызываемое интеллектуальным знанием.. 189
Шлока 41. Насикагра дришти и приостановка иды и пингалы.. 189
Шлока 42. «Поклонение» шивалингаму. 190
Шлока 43. Кхечари мудра совершенствуется при наличии потока в сушумне. 192
Шлока 44. Кхечари устанавливается, когда прана в шунье. 192
Шлока 45. Кхечари стимулирует вьома чакру. 192
Шлока 46. Отверстие сушумны должно быть «запломбировано» языком; в лунном потоке — Шива. 192
Шлока 47. Форма кхечари из раджа-йоги также приводит к унмани. 192
Шлока 48. Бхрумадхья — это место пребывания Шивы и царства унмани. 193
Шлока 49. Достижение йога нидры посредством кхечари. 194
Шлока 50. Неподдерживаемый ум подобен горшку в пространстве. 195
Шлоки 51, 52. Приостановка дыхания и успокоение ума. 195
Шлока 53. Когда тело наполнено нектаром, оно становится совершенным.. 195
Шлока 54. Центрирование ума и шакти. 196
Шлока 55. Центрирование атмы в Брахме. 196
Шлока 56. Шунья внутри и снаружи. 196
Шлока 57. Отсутствие мыслей. 196
Шлока 58. Мир есть порождение мыслей. 196
Шлока 59. Ум растворяется в самадхи. 197
Шлока 60. Познающий, познаваемое и познавание сливаются. 198
Шлока 61. Двойственность исчезает вместе с исчезновением ума. 198
Шлока 62. Исчезновение ума приводит к кайвалье. 198
Шлока 63. Существуют различные методы достижения самадхи. 198
Шлока 64. Приветствие сушумне, кундалини, амрите, манонмани, шакти, атме. 199
Шлока 65. Концентрация на налах. 199
Шлока 66. Нада анусандхана ведет к лайе. 199
Шлоки 67, 68. Нада анусандхана — исследование звука. 200
Шлока 69. Четыре стадии переживаний в нада-йоге. 202
Шлоки 70, 71. Арамбха авастха — начальная стадия. 203
Шлоки 72, 73. Гхата авастха — состояние сосуда. 203
Шлоки 74, 75. Паричайя авастха — стадия нарастания. 204
Шлока 76. Нишпатти авастха — состояние завершения. 205
Шлока 77. Раджа-йога есть состояние Ишвара таттвы.. 205
Шлока 78. Из лайи проистекает наслаждение, даже если нет освобождения. 205
Шлока 79. Практика хатха-йоги без реализации раджа-йоги является бесплодной. 206
Шлока 80. Интеллектуальные способности не являются необходимыми для практикования шамбхави мудры и нада-йоги 206
Шлока 81. Изобилие блаженства в состоянии самадхи, достигаемом посредством нада анусандханы.. 206
Шлока 82. При выполнении йони мудры слышна нада и достигается состояние безмолвия. 206
Шлока 83. При вслушивании в наду исчезает внешнее осознавание; через пятнадцать дней приходит блаженство. 206
Шлока 84. Сначала слышны самые сильные нады.. 206
Шлоки 85-87. Типы воспринимаемой нады.. 207
Шлока 88. Вслушивайся только в глубокие и более тонкие звуки. 207
Шлока 89. Ум «прилипает» к наде и сливается с ней. 207
Шлока 90. Будучи поглощенным в наде, ум перестает страстно желать чувственных переживаний. 207
Шлока 91. Нада покоряет ревущий ум и контролирует органы чувств. 208
Шлока 92. Ум, поглощенный в наде, становится неподвижным.. 208
Шлока 93. Желающий достичь состояния йоги должен вслушиваться в наду. 208
Шлока 94. Нада подобна сети, которая ловит и убивает ум.. 209
Шлока 95. Нада подобна засову, запирающему ум.. 209
Шлока 96. Нада подобна сере, которая заставляет отвердеть меркуриальный ум.. 209
Шлока 97. Когда ум слышит наду, он гипнотизируется, как зачарованная змея. 209
Шлока 98. Ум сжигается надой. 209
Шлока 99. Ум привлекается к наде, как олень к музыке. 209
Шлока 100. Сущность нады есть сознание, то есть Вишну. 209
Шлока 101. Пока слышна нада, существует акаша таттва. 210
Шлока 102. Звук есть шакти, он растворяется в сознании. 210
Шлока 103. Хатха-йога и лайя-йога являются средствами достижения раджа-йоги. 211
Шлока 104. Таттва есть семя, хатха-йога есть душа, отсутствие желаний есть вода, так что из них произрастает калпа врикша, то есть унмани. 211
Шлока 105. Концентрация на наде сжигает «плохую карму». 212
Шлока 106. В состоянии унмани тело становится неподвижным и не слышна даже нада. 212
Шлока 107. Кто выше трех состояний ума, освободился от мыслей и кажется мертвым, тот достиг освобождения. 212
Шлока 108. В самадхи йог не подвержен влиянию времени, кармы и других воздействий. 212
Шлока 109. В самадхи нет ощущений и восприятия эго. 212
Шлока 110. Освобожденный не спит и не бодрствует, он не является ни сознательным, ни бессознательным.. 212
Шлока 111. В самадхи нет переживаний двойственности. 212
Шлока 112. Кто кажется спящим, но не спит, кто без дыхания, но здоров, тот освобожден. 212
Шлока 113. В самадхи йог неуязвим со стороны оружия, мантр, янтр и др. видов нападения. 214
Шлока 114. Тот, кто говорит о духовном знании, но не активизировал свою сушумну, не стабилизировал свое бинду или не достиг спонтанной медитации, произносит ложные слова. 215
Словарь. 217