Невозможность познания истинной сущности Творца

Мы убеждены: Несмотря на то, что весь окружающий нас мир является ярким свидетельством существования Творца и везде в этом мире проявляются Его могущество и мудрость, познание Его истинной сущности недоступно никому из творений (ни человеку, ни ангелу). Никто не способен понять и до конца познать истинную сущность Всевышнего Аллаха, ибо Его сущность безгранична и несоизмерима во всех отношениях, тогда как мы являемся ограниченными, в том смысле, что наши способности не бесконечны. Мы не в силах объять Его нашим знанием, тогда как Он объемлет все: «Воистину, Он объемлет все сущее». [39] «Аллах же объемлет их сзади (и со всех сторон)». [40]

В известном хадисе от Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) говорится о нашей неспособности познать и поклоняться Творцу в полной мере: «Мы не поклоняемся Тебе так, как Ты достоин этого, и мы не познали Тебя так, как Ты заслуживаешь этого». [41]

Однако данный хадис не следует понимать в том смысле, что человечество совсем лишено возможности познать своего Господа. Да, наш разум и наши способности не в состоянии объять Его истинную сущность, не в наших силах получить о Нем самое полное представление. Но мы можем и должны познавать Его в той мере, на которую способен наш разум. Убеждения о ненужности познавания Творца не имеют ничего общего с исламским вероучением, ибо практически на всех страницах Священного Корана, так же как и на страницах других небесных писаний, содержатся многочисленные призывы к познанию Всевышнего Аллаха.

В подтверждение сказанному выше можно привести многочисленные примеры. Например, мы не знаем что такое душа на самом деле, мы не знаем истинную суть души. Но без тени сомнений мы обладаем некоторым количеством знаний о душе, мы абсолютно уверены в том, что она есть и постоянно наблюдаем многочисленные проявления ее существования.

В исламских хадисах подчеркивается, что невозможно познать истинную сущность Всевышнего Аллаха, но вместе с тем в них содержится и призыв к Его познанию. В хадисе от Имама Бакира (да будет мир с ним) говорится: «Чтобы ты не представил в своем воображении, это будет твоим измышлением и вымыслом, похожим на тебя самого и возвращающимся к тебе (а Аллах превыше этого)». [42]

В другом хадисе Имам Али (да будет мир с ним) говорит об Аллахе: «Он не дал умам знать о границах описания Его качеств, (но несмотря на это) Он не скрыл от них обязательности Его познавания». [43]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: