Методический анализ

Сущность методического анализа заключается в определении приемов, способов и форм репрезентации отобранного материала, направленных на преодоление трудностей его понимания.

Основной задачей этого этапа является осуществление подбора соответствующей литературы. Отобранную информацию необходимо структурировать. Под структурированием в методике и дидактике понимают процедуру, с помощью которой составные элементы содержания учебной информации (понятия, способы, принципы передачи материала учащимся, действия учащихся по его усвоению) выстраиваются в определенных связях и отношениях. Также для того, чтобы теоретическая информация быстрее и качественнее усваивалась учащимися, необходимо присвоить ранги учебному материалу (описательный, объяснительный, предписывающий) и выделить внутри каждого ранга операции.

а) Подбор учебного материала

Учебная информация (учебники по предметам, учебные пособия, технические описания, инструкции и т.д.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа.

Результатом подбора содержания учебного материала по предмету, разделу, теме является выбор педагогом конкретного учебного материала или иной информации для его представления к занятию.

б) Структурно-логический анализ

Под структурно-логическим анализом понимаются выделения элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними.

Учебный элемент – понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и т.д. При этом формулы законов или график зависимости не считаются учебными элементами. Классификация учебных элементов проводится по нескольким основаниям, например, выделяются опорные и новые понятия, также основанием для классификации являются уровни сформированности понятия – знакомство, воспроизведение, умение, трансформация (3-В-У-Т).

в) Редуцирование

Методическая редукция – это процесс переработки содержания учебного материала в более доступную для усвоения учащимися форму с соответствующим выбором дидактических средств обучения (знаковые системы, регулятивы и др.). Процесс переработки содержания учебного материала основан на принципах современной дидактики и приемах педагогической техники.

Для преобразования используют различные приемы редукции, такие как вербальность, лингвистическая трансформация учебного материала, мнемотехника и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: