Драматическое и сценическое

Драматургия - именно литература театральных возможностей, она не род литературы, не литературно-художественная форма и уж тем более не высшая форма поэзии.

Для более точного понимания места драмы в театральном процессе необходимо рассмотреть структурную модель театрального процесса или представления во взаимоотношении пьеса (текст) / труппа / зритель и др. элементы. Возьмем за основу структурную модель театрального представления:

А изображает В на глазах у С

Эта модель представляет театр как таковой, т.е. модель первого пратеатрального действа, которое и стало впоследствии театром. Но непосредственно театральное представление включает в себя еще несколько элементов, а именно:

Драматург - пьеса - труппа - зритель

Труппа в ходе развития театра обрела здание, техническое оснащение, художественное оформление и т.д., еще через некоторое время появляется режиссер, который координирует все представление в едином художественном замысле. Попробуем выразить весь этот процесс графически.

1. Возникновение театра:

А изображает В на глазах у С

2. Древнегреческий театр:

актеры А изображают пьесу Р на глазах у С

2.1.

драматург D с помощью актеров A представляет трилогию Р Р Р на суд зрителей С

3. Западноевропейский театр Нового времени:

театр Т представляет спектакль S зрителям С и на суд критиков К

4. Начало ХХ века:

режиссер и драматург R D помогают актерам A изображать В на глазах у зрителей С

5. Конец ХХ века:

режиссер с помощью R А актеров; Р пьесы; Т техники сцены транслирует свой замысел V зрителям С

Таким образом, мы наглядно наблюдаем эволюцию не только драматургии, но и всего искусства театрального представления - от мистериально-ритуальной основы к доминирующему положению драматурга, что впоследствии привело к отождествлению театра с драмой, а саму драму - с литературой и поэзией. Затем с появлением театрального здания в Европе, и сцены-коробки, в частности, довлеющее значение приобретает театр как некая совокупность различных искусств («синтетическое искусство» Р. Вагнера). Но драматург по-прежнему один из главных действующих лиц в театре. С появлением режиссуры происходит постепенное оттеснение на второй план драматурга и драматургии, а затем и актера. Драматург переходит в подчиненное положение (см. «Театральный роман» Булгакова), а драма становится, по определению Волькенштейна, «литературой театральных возможностей». Так драма с места «примы» переходит в разряд «статисток». И нам кажется, спор о том, что наиболее важно в определение драмы - текст или представление, всегда будет существовать. Каждый раз любой человек будет выбирать в пользу той или иной стороны в зависимости от вкуса или цели.

Эту модель соотношения текста и представления в театре Анн Юберсфельд[7], выразила так:

Т П


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: