I. Форма

§ 1. О форме и содержании.

Эта категория является одной из важнейших не только в драматургии, но и в искусстве вообще. Одним из главных законов искусства является органическая связь формы и содержания, т.к. ни одно художественное произведение не может проявляться как чистое содержание, лишенное или отделенное от формы, и наоборот. Белинский отмечал: «Когда форма есть выраженное содержание, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания – значит уничтожить самое содержание; и наоборот: отделить содержание от формы – значит, уничтожить форму»[33]. Но форма не является лишь внешним атрибутом содержания, подобное умаление очень часто приводит к тому, что появляются внешне безынтересные, формально не организованные произведения. Замысел художника – мы знаем это из истории – может оказаться так и не реализованным, если художник не находит для его воплощения выразительной формы. Но здесь необходимо отметить и другую проблему – превращение формы в самоцель, что ведет к разрушению художественного образа (который она призвана воплощать/выражать) и тем самым – к разрушению всего художественного произведения. Форма может оказаться «прокрустовым ложем».

Споры по поводу соотношения формы и содержания бесконечны. Так, идеалистическая эстетика пытается привести искусство к области «чистых форм», с другой стороны марксистско-ленинская эстетика (которая есть высшее выражения материалистической эстетики) подменяет понятие формы «оформленностью» (или «правдой жизни»), поэтому она столь категорична в своем отрицании любых формальных исследований.


Степень соответствия между формой и содержанием зависит (соответствует) от того, как художник воспринимает не только художественное произведение или искусство, но и саму действительность. Мы отмечаем, что это разделение мы совершаем лишь в теоретическом плане и рассматриваем их как одно единое понятие. Форма в данном случае будет материальным воплощением идеи произведения (т.е. содержания). Она не есть самостоятельно существующая категория. Но в зависимости от мировоззрения художника или позиции, занимаемой по отношению к искусству, это отношение может меняться как в одну, так и в другую сторону.

1. 2.

 
 


Таким образом, мы видим, что степень соответствия формы и содержания является не простым тождеством, но лишь определенным видом взаимного отношения.

В случае 1 замысел художника не получает яркого воплощения, что приводит к иллюстрации, схематизму в воспроизведении и, как следствие, всего этого, дискредитации самого содержания. В случае 2 формальное выражение оказывается настолько ярче и интереснее содержания, что превращается иногда в само содержание представления. Это отнюдь не теоретические положения, можно вспомнить достаточно много серых спектаклей и произведений «классиков» советской драматургии, множество ярких, интересных постановок пьес с абсолютно пошлым содержанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: