— Сядет тот, кто подберет слово, которое обозначает гриб
и имеет звук [Р].
(Боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки и т.д.)
2. Сообщение темы занятия
— Отгадайте загадки:
Время года отгадай: Собирают урожай, Разноцветный лес красивый, Мокнут скошенные нивы.
«Устная связная речь»
18 занятие
Тучи по небу гуляют. Птицы к югу улетают, Грибники в леса спешат, Листья желтые летят,
Ежик листья собирает, Свою норку утепляет.
(Осень.) |
Я раскрываю почки, >
В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю,
Движения полна, Зовут меня...(весна).
— Сегодня мы будем говорить об осени и весне, сравнивать
эти времена года.
3. Работа над структурой рассказа
Логопед выставляет знаковую схему (последовательность картинок-символов: солнце, небо с дождевыми тучами, трава на земле, деревья, вешалка для одежды, силуэт животного, птицы, портфель.)
— Посмотрите на знаковую схему, она поможет нам со
ставить последовательный и полный рассказ о каждом
времени года. Сколько картинок в знаковой схеме на дос
ке? (8.)
— О чем мы будем рассказывать по первой картинке?
(О солнце.)
— О чем мы будем рассказывать по второй картинке?
(О небе.)
— О чем мы будем рассказывать по третьей картинке?
(О земле.)
— О чем мы будем рассказывать по четвертой картинке?
(О деревьях.)
— О чем мы будем рассказывать по пятой картинке?
(Об одежде людей.)
— О ком мы будем рассказывать по шестой картинке?
(О животных.)
— О ком мы будем рассказывать по седьмой картинке?
(О птицах.)
— О чем мы будем рассказывать по восьмой картинке?
(О занятиях детей.)
4. Обобщение примет осени
Логопед включает фрагмент записи фортепианного произведения П.И. Чайковского «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь), читает стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С.Пушкин.)
— О каком времени года мы составим рассказ?
Логопед объясняет лексическое значение слов:
ОЧИ — глаза.
УВЯДАТЬ — вянуть, желтеть, сохнуть, роняя листья, усыхать, умирать; поблекнуть, теряя вид и свежесть.
БАГРЕЦ — багровый, пурпурный, ярко-красный.
СЕНИ — наружная, более холодная часть жилого дома, у входа, прихожая.
— Составьте по первой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Осенью солнце поднимается невысоко и греет слабо.
— Составьте по второй картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Небо пасмурное, солнце часто закрывают тучи. Идут моросящие дожди. Дует пронизывающий ветер.
«Устная связная речь»
С
18 занятие
— Составьте по третьей картинке знаковой схеме предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Цветы увяли. Трава пожухла.
— Составьте по четвертой картинке знаковой схемы пред
ложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Листья на деревьях, кустах пожелтели и опали. Они покрыли всю землю. Остаются зелеными только ели и сосны.
— Составьте по пятой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Взрослые и дети стали одеваться потеплее.
— Составьте по шестой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы, делают запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку, белка и заяц поменяли шубки.
— Составьте по седьмой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Перелетные птицы собираются в стаи. Над лесом слышится курлыканье пролетающих журавлей.
— Составьте по восьмой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Начался новый учебный год. Дети собирают в лесу красивые разноцветные листья и составляют осенние букеты.
Коллективное составление рассказа об осени с опорой на графические (знаковые) схемы.
Обращать внимание на смысловую связь между предложениями.
Самостоятельное устное сочинение об осени. Рассказывают 2—3 ученика. Логопед указывает на последовательность картинок в знаковых схемах, редактирует высказывания учащихся.