Кузбасский региональный институт развития профессионального образования проводит эксперимент по внедрению в образовательный процесс учреждений профессионального образования современных высокоэффективных образовательных технологий и передовых педагогических методик, который начался в 2007 – 2008 учебном году. В связи с этим наше образовательное учреждение провело анкетирование среди обучающихся, где определился интерес к новым видам деятельности, в частности к методу проектов. Мы решили в качестве эксперимента, внедрить этот метод в образовательный процесс на дисциплине «Основы организации рекламной деятельности». По окончании учебного года мы пришли к выводу, что метод проектов повышает мотивацию и качество усвоения учащимися предметных знаний. Он позволяет улучшить учебный процесс – мотивацию, качество предметных знаний, умений и навыков.
В данной статье высказывается точка зрения на использование метода проектов при изучении дисциплины «Основы организации рекламной деятельности», которая изучается в лицее на выпускном курсе обучающимися по профессии «Коммерсант в торговле». В процессе работы были выяснены психологические аспекты процесса проектирования, раскрыты секреты конкретных приемов работы, суть метода учебного проекта, присущие ему особенности, чем он действительно хорош и ценен, какие закономерности нужно учесть при его внедрении.
|
|
Метод проектов становится все более популярным в российском профессиональном образовании. Проектируют все – и первокурсники, и выполняющие дипломные работы выпускники. При этом предметом проектирования может выступать все что угодно.
Однако далеко не все то, что называют проектами, на самом деле можно так назвать. Часто любая в той или иной степени творческая ученическая работа с пафосом именуется проектом или исследованием. Многие педагоги недостаточно знакомы с принципами и алгоритмами проектной деятельности. Иногда совершенно не учитываются психологические и возрастные особенности обучающихся, важные для успеха в проектировании.
Перед тем, как начать использовать метод проектов в учебном процессе необходимо разобраться с тем, что же такое проектная деятельность в профессиональном образовании и какую роль может при этом иметь педагог. Только в процессе использования метода проектов можно найти ответы на эти и многие другие вопросы. Выявить потенциалы и ограничения применения метода при изучении конкретной дисциплины.
Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. В этой связи особого внимания заслуживает тот факт, что оно зародилось и стало успешно развиваться в рамках англосаксонской культурно – образовательной традиции, где и продолжает существовать. Нельзя не отметить и то, что для нашей культурно – образовательной среде это уже вторая попытка внедрения проектного обучения. Первая, предпринятая в начале XX века, оказалась неудачной. В этом сыграли свою роль коммунисты и их идеология, но это не единственная причина того, что проектное обучение не нашло своего места в образовании России. Есть и другие, более важные, понять их, можно обратившись к культурно – образовательным традициям и истории развития проектного обучения.
|
|
Один из ярких и последовательных сторонников прагматизма – философ и педагог Джон Дьюи полагал, что содержание образования должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. Он считал, что о теории можно судить не только по правильным, тщательно выверенным текстам ее отцов – основателей, но и по практике, которую она порождает. А на практике идеи теории прагматизма привели к тому, что и содержание, и формы организации, и методы обучения выстраивались так, чтобы меньше нагружать учащихся абстрактными идеями, свидетельствующими о сложности жизни, а учить их тому, что больше им пригодится сегодня и завтра в реальной жизни.
Нельзя не заметить, что наше образование дает много избыточных знаний. Но именно эти избыточные знания указывают на то, как мир сложен, многослоен и мало изучен, именно эти знания делают человека – человеком. Нетрудно догадаться, почему у нас все это не прижилось.
«Проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед) толкуется в современных словарях как «прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности». А проектирование определяется как деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть». Это деятельность по изменению, иногда – и по созданию будущего, а в частном случае – по созданию средств для дальнейшего проектирования.
В педагогической практике под проектом чаще всего понимается учебный замысел, направленный на появление конкретного продукта, а под учебным проектированием – деятельность по реализации замысла.
В общем виде, можно выделить три этапа в процессе проектирования:
·замысел;
·реализация;
·рефлексия.