Кредитоспособность: понятие, методика определения кредитоспособности заемщика. Проблемы оценки кредитоспособности заемщика

Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и мно­гообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обус­ловливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, ко­торые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщи­ка своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размера кредита, ко­торый может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.

Все это обусловливает необходимость оценки банком не только пла­тежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его фи­нансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансо­вой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресур­сами и получать прибыль.

Применяемые банками методы оценки кредитоспособности заемщи­ков различны, но все они содержат определенную систему финансовых коэффициентов, включая такие, как:

1) коэффициент абсолютной ликвидности;

2) промежуточный коэффициент покрытия;

3) общий коэффициент покрытия;

4) коэффициент независимости.

Проблемы:

Неправильная оценка может привести к непогашению кредита, что в свою очередь вызовет нарушение ликвидности банка и в конечном итоге может привести к банкротству. Таким образом, банки придают огромное значение совершенствованию методов анализа и оценки кредитоспособности заемщика.

Коммерческий банк должен поддерживать свою ликвидность, и тем самым четко формировать клиентуру. Он может составлять собственную методику оценки. Но при разработке методики большинство банков сталкиваются с комплексом проблем:

- как показывают отзывы банков, наибольшие проблемы для них создает построение эффективной системы обмена информацией между банками и бюро на уровне IT (запросы кредитных историй)[i];

- значимой и весьма сложной для банка проблемой является определение изменения всех факторов, причин и обстоятельств, влияющих на кредитоспособность;

- одни банки используют только количественные финансовые показатели, когда другим в некоторых случаях необходимо удостовериться в деловой репутации компании, так как большое влияние на оценку кредитоспособности оказывают нефинансовые показатели (делова репутация, качество продукции и услуг);

- игнорирование недостатков, присущих финансовой отчетности как информационной базе оценки кредитоспособности, т.е. использование универсальных нормативов коэффициентов;

- ошибки банковских служащих, которые связаны с человеческим фактором и с недостатками организации кредитного процесса;[ii]

- неопределенность роли прогнозных показателей заемщика, т.е. отсутствие показателе для перспективной оценки кредитоспособности.

Самыми распространенными ошибками при кредитовании являются:

· прием неполного пакета документов;

· прием поддельных документов;

· дефект скоринговой системы;

· неверная оценка финансового положения;

· неверная оценка залогов;

· отсутствие проверки контрагентов клиента;

· отсутствие постоянного мониторинга заемщиков.

Таким образом, система проверки должна совершенствоваться. Одни аналитики считают, что должна быть общепринятая система показателей, с помощью которой можно было сформулировать точное представление о клиенте, другие предполагают присутствие гибкой методики оценки, которая учитывала бы индивидуальные особенности заемщика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: