Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении указанных лицензий, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.
|
|
Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.
Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
|
|
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Если иное не установлено федеральными законами, приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации) и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом более одного процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10 процентов - предварительного согласия Банка России.
Получение предварительного согласия Банка России в порядке, установленном настоящей статьей, требуется также в случае приобретения:
1) более 10 процентов акций, но не более 25 процентов акций кредитной организации;
2) более 10 процентов долей, но не более одной трети долей кредитной организации;
3) более 25 процентов акций кредитной организации, но не более 50 процентов акций;
4) более одной трети долей кредитной организации, но не более 50 процентов долей;
5) более 50 процентов акций кредитной организации, но не более 75 процентов акций;
6) более 50 процентов долей кредитной организации, но не более двух третей долей;
7) более 75 процентов акций кредитной организации;
8) более двух третей долей кредитной организации.
Предварительного согласия Банка России требует также установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитной организации (далее - установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации).
Требования, установленные настоящей статьей, распространяются также на случаи приобретения более одного процента акций (долей) кредитной организации, более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на случай установления контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Банк России не позднее 30 дней со дня получения ходатайства о согласии Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - о согласии или об отказе. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующая сделка (сделки) считается согласованной.
Уведомление о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней со дня данного приобретения.
Согласие Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, может быть получено после совершения сделки (далее - последующее согласие) в случае, если приобретение акций кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации осуществляются при публичном размещении акций, а также в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. Предусмотренная настоящей частью возможность получения последующего согласия распространяется также на приобретение более 10 процентов акций кредитной организации при публичном размещении акций и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
|
|
Порядок получения предварительного согласия и последующего согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, и порядок уведомления Банка России о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в случае:
1) установления неудовлетворительного финансового положения лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;
2) отсутствия положительного решения антимонопольного органа по ходатайству о даче согласия на осуществление сделки (сделок), представленному в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с антимонопольным законодательством;
|
|
3) отсутствия решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с указанным Федеральным законом;
4) неудовлетворительной деловой репутации лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в соответствии с основаниями, установленными статьей 16 настоящего Федерального закона в отношении учредителей (участников) кредитной организации, приобретающих более 10 процентов акций (долей) кредитной организации. При этом сроки, установленные абзацами третьим - пятым, восьмым, одиннадцатым и двенадцатым пункта 5 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, исчисляются по отношению ко дню подачи в Банк России ходатайства о даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;
5) наличия других оснований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России отказывает в даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Вопрос
Привлеченные ресурсы коммерческого банка формируются за счет привлечения средств клиентов во вклады (депозиты), открытия и ведения расчетных, текущих, бюджетных счетов с зачислением на них сумм, поступающих в адрес их владельцев.
Депозит отражает экономические отношения, которые складываются между банком и его клиентом по поводу передачи средств банку на временное пользование.
По форме назначения вклады принято подразделять на три группы:
Вклады до востребования, по которым предусмотрено выдача вклада по первому требованию;
Срочные вклады - договор заключен на условиях возврата вклада по истечении определенного срока;
Условные вклады, по которым договор заключен на иных условиях возврата, т.е. они возвращаются при наступлении определенных условий.
С точки зрения клиентов срочные и условные депозиты обладают низкой ликвидностью. Непосредственно с депозитных счетов невозможно использовать средства для расчетов и текущих платежей, для немедленного получения наличных денег. Но относительно низкая ликвидность делает их привлекательными для банка - на основе срочных и условных депозитов формируется наиболее устойчивая ресурсная база.
Вклады до востребования и остатки средств на счетах клиентов банка - неустойчивые пассивы.
Вопрос
31! Пассивны и активные операции банков.
Пассивы: 1.Собственные средства (Уставный фонд, резервный фонд и др.фонды, прибыль) 2.Привлеченные средства (средства ю/л,ф/л, других банков) 3.Заемные средства (централизованные кредиты Центрального банка, межбанковские кредиты, зарубежные кредиты) 4.Приравненные к денежным средства
Активы: 1.Касса и приравненные средства (чеки, драгметаллы в слитках) 2.Денежные средства на коррсчетах (Центрального банка и других коммерческих банков) 3.Фонд оплаты труда 4.Ссуды,вложения в доли,ценные бумаги, т.е. инвестиционные операции 5.Прочие (в том числе забалансовые)
Активы можно проанализировать по степени их доходности, по степени ликвидности и по степени риска. Активы: работающие(ссуды); не работающие(касса и приравненные средства, денежные средства на коррсчетах, фонд оплаты труда, прочие); ликвидные(касса, денежные средства на коррсчетах, фонд оплаты труда); неликвидные(дебеторскаязадолженность); рисковые; безрисковые.
Вопрос
Кредитная политика – это совокупность процедур, правил, мероприятий, направленных на предотвращение и min-зацию кредитных рисков.
Сущность кредитной политики банка проявляется в ее функциях: получение max-но высоких доходов с min-ым риском; снижение риска; привлечение надежных и рентабельных клиентов и т.д. Различают общие(присущие различным элементам банковской политики) и специфические(отличающие кредитную политику от других элементов банковской политики) функции. Общие: ●коммерческая, ●контрольная, ●стимулирующая. Специфическая –она одна. Действие этой функции направлено на достижение цели банковской политики.
Цели: допускать только такой характер риска,который позволяет создавать активы высокого качества и обеспечивать целевой уровень доходности;создать высокопрофессиональный коллектив работников; предоставлять ссуды на финансирование экономически перспективных проектов; способствовать развитию долгосрочных отношений с клиентами,приносящих доход.
Кредитная политика отражается в кредитном меморандуме (-это письменно зафиксированная кредитная политика банка. Структура меморандума различна для разных банков).
В правилах кредитования (отраслевого, по видам кредитования, по видам банковских продуктов) разделяют виды кредитной политики:
1.Консервативная (направлен на min-зацию кредитного риска; предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализациипродукции -> сокращение круга покупателей продукции в кредит; min-зацию сроков предоставления сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и т.д.);
2.Рискованная (приоритетная цель данного типа кредитной политики – max-зация дополнительной прибыли);
3.Умеренная (ориентация на средний уровень кредитного риска и прибыли; направлен а дифференцированный подход к формированию кредитных условий для каждой конкретной группы покупателей (одним из наиболее распространенных инструментов для распределения клиентов по группам является метод оценки кредитной истории)).
Элементы кредитной политики:
1) метод принятия решения о выдаче кредита (индивидуальный, коллегиальный);
2) используемая методика оценки расчета кредита;
3) цена кредита;
4) формы обеспечения возврата кредита (залог, банковские гарантии, поручительство, страхование);
5) нормативы и лимиты кредитования.