Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих вкоммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис.2). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, акоммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включаетпотоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами.Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцахэтих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания.Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличениеразрыва между посланным и полученным значением.
Рис. 2 Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы в организации Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных идиагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства отначальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равнымипо уровням индивидами или частями организации: между заместителями, междуначальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи сдругими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создаетреальную структуру организации. Задача формальной организационной структурызаключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильноенаправление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможностиразвития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается варифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационныхотношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. Взависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельностьгруппы может отличаться большей или меньшей эффективностью.Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и тойже или разной численности (рис. 3). В сетях типа «кружок» члены группы могуткоммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними.
|
|
|
Рис 3. Образцы коммуникационных сетей в группах В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархиявласти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своегоначальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо,находящееся в центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей, чемдругие члены группы. Он получает больше посланий, чаще признается другимичленами группы как лицо, выполняющее лидерскиефункции, больше оказывает социального влияния на других членовгруппы, обычно несет большую ответственность за передачу информации, от негобольше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы.Аналогичная картина наблюдается в сетях типа «Y». Такие сети называютсяцентрализованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы.Другой тип властной иерархии представляют сети типа «цепочка», в которыхпоявляются горизонтальные связи — элемент децентрализации. «Всеканальные»сети представляют полностью децентрализованные группы. Обычно этотребуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Такойподход называют еще открытыми коммуникациями.Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношенийвласти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизацияинформации поддерживают властные отношения.Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будетопределять тип более эффективной коммуникационной сети. Простаявзаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Сложнаявзаимозависимость требует «командного» подхода к построению коммуникационныхсетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу.