Коммуникационные стили

Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитаетстроить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различныхстилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и многоподхо­дов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то,как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определеннымстилем.
 
 
За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие двепеременные, как открытость в коммуникации и аде­кватность обратной связи.Первое измерение включает степень от­крытия или раскрытия себя в коммуникациидля других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции,показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерениепоказывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями ичувствами о них. Построив на этой основе матри­цу, где по вертикали будетотложено первое измерение, а по горизонтали — второе, можно выделить пятьстилей межличностной коммуникации (рис. 4). Рис. 4. Коммуникационные стили. Коммуникационный стиль индивидов в первом квадранте может быть определен какоткрытие себя. Этот стиль характеризуется вы­сокой степенью открытости себядругим, но низким уровнем обрат­ной связи со стороны индивида, использующегоэтот стиль. Откры­тие себя в этом случае измеряется е диапазоне от среднегодо макси­мального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание насебе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. К сожале­нию, данныйстиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватногоответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимаяреакцию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стильиндивид может проявлять не­обузданные эмоции, мало способствующиеустановлению эффек­тивных отношений между коммуницирующими сторонами.Коммуникационный стиль индивида во втором квадранте опре­деляется какреализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так имаксимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль являетсяжелательным, но ситуационные факто­ры (политика организации, разница встатусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказатьсяот него.Коммуникационный стиль в третьем квадранте характеризуется замыканием в себе,т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи.Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его.Этот стиль часто исполь­зуют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращатьсвой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана соскрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.Коммуникационный стиль в четвертом квадранте связан с защи­той себя и, каквидно из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высокимуровнем обратной связи. Он широко ис­пользуется для того, чтобы лучше узнатьдругих или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данныйстиль, мало Открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушатьо себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другиеделают то же самое. Такой стиль называется «тор­говля за себя» ихарактеризуется умеренными открытостью и обрат­ной связью, обмениваемыми впроцессе межличностной коммуни­кации.Было бы неверно думать, что какой-то один из названных комму­никационныхстилей является наиболее желательным. Однако прак­тика эффективнойкоммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя,более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение такимстилем является на­стоящим достоинством. В отношении использования другихстилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение рас­крытьсебя и умение слушать других.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: