Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитаетстроить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различныхстилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и многоподходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то,как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определеннымстилем.
|
|
|
За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие двепеременные, как открытость в коммуникации и адекватность обратной связи.Первое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникациидля других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции,показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерениепоказывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями ичувствами о них. Построив на этой основе матрицу, где по вертикали будетотложено первое измерение, а по горизонтали — второе, можно выделить пятьстилей межличностной коммуникации (рис. 4).
Рис. 4. Коммуникационные стили. Коммуникационный стиль индивидов в первом квадранте может быть определен какоткрытие себя. Этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себядругим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующегоэтот стиль. Открытие себя в этом случае измеряется е диапазоне от среднегодо максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание насебе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. К сожалению, данныйстиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватногоответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимаяреакцию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стильиндивид может проявлять необузданные эмоции, мало способствующиеустановлению эффективных отношений между коммуницирующими сторонами.Коммуникационный стиль индивида во втором квадранте определяется какреализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так имаксимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль являетсяжелательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница встатусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказатьсяот него.Коммуникационный стиль в третьем квадранте характеризуется замыканием в себе,т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи.Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его.Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращатьсвой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана соскрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.Коммуникационный стиль в четвертом квадранте связан с защитой себя и, каквидно из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высокимуровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнатьдругих или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данныйстиль, мало Открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушатьо себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другиеделают то же самое. Такой стиль называется «торговля за себя» ихарактеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми впроцессе межличностной коммуникации.Было бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационныхстилей является наиболее желательным. Однако практика эффективнойкоммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя,более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение такимстилем является настоящим достоинством. В отношении использования другихстилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрытьсебя и умение слушать других.