Законом четко определяются функции основных государственных гарантий гражданским служащим и их существенное отличие от мер по социальной защите иных групп населения.
Государственные гарантии вводятся в целях: обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих; повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей; укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы; в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством для гражданских служащих.
В систему основных государственных гарантий гражданских служащих входят:
1) единая система денежного содержания гражданского служащего, единый порядок определения размеров должностных окладов и окладов за классный чин, порядок их индексации, единые правила определения размеров дополнительных выплат за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, единые нормы формирования фонда оплаты труда с предоставлением права представителю нанимателя перераспределять эти средства, а также определять размеры премий и иных дополнительных выплат, исходя из конкретного вклада каждого. В то же время в целях недопущения субъективизма и произвола закон устанавливает, что в каждом государственном органе локальным нормативным актом устанавливаются специфические показатели эффективности и результативности его деятельности, процедур принятия и исполнения управленческих решений, их всестороннего обеспечения.
|
|
Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, процедур принятия и исполнения управленческих решений, их всестороннего обеспечения, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации соответственно. По отдельным должностям гражданской службы, перечень которых определяется Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливается особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Условия оплаты труда каждому гражданскому служащему устанавливаются в служебном контракте, в котором определяются и показатели результативности его служебной деятельности, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей.
2) Введение данной нормы обусловлено положениями Трудового кодекса Российской Федерации1 и ряда иных нормативных правовых актов, так как существовала практика нарушений сроков выплаты денежного содержания. Исходя из этого, ст. 23 закона обязывает представителя нанимателя своевременно и в полном объеме осуществлять указанные выплаты.
|
|
Указ Президента Российской Федерации от 19 января 1996 г. № 66 «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат»1 предусматривает, что должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, при задержке указанных выплат или выделения средств из федерального бюджета отстраняются от выполнения указанных функций или увольняются за однократное грубое нарушение своих обязанностей.
За нарушение сроков выплаты заработной платы установлена также административная ответственность должностных лиц организаций (ст. 527 Кодекса об административных правонарушениях2) в виде штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемых органами Государственной инспекции труда. Повторное аналогичное нарушение влечет за собой дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Уголовный кодекс Российской Федерации3дополнен нормой права, согласно которой невыплата заработной платы свыше двух месяцев влечет за собой уголовную ответственность руководителя независимо от формы собственности.
Поскольку закон не определил конкретные сроки выплаты денежного содержания гражданского служащего, следует руководствоваться ст. 36 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором (в данном случае — служебным контрактом). В то же время закон не запрещает представителю нанимателя издать по вопросам регулирования данных отношений локальный нормативный акт (положение об оплате труда гражданских служащих в государственном органе), в котором конкретизировать эти сроки применительно к специфике государственного органа.
3) В соответствии со ст. 14 закона гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Основным юридическим документом, в котором конкретизируются условия профессиональной служебной деятельности, является служебный контракт. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданскому служащему соответствующие условия.
Важное место в процессе реализации указанной гарантии отводится коллективному договору, заключаемому представителем нанимателя и персоналом государственного органа.
Ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации включает в содержание коллективного договора вопросы, связанные с улучшением условий труда как всего персонала, так и отдельных его категорий (женщин, молодежи и др.). Обязательства по общему правилу возлагаются на представителя нанимателя. Условия труда являются также существенным элементом содержания соглашения, принятие которого возможно в перспективе при создании отраслевого профессионального союза государственных гражданских служащих как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. И коллективный договор, и соглашения являются нормативными документами, невыполнение положений которых вле-кет за собой юридические последствия.
К сожалению, в законе не нашло отражения положение Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации о необходимости дифференциации и оптимизации норм размещения государственных служащих в служебных помещениях и оснащения их служебных мест в зависимости от замещаемой должности гражданской службы. В настоящее время назрела острая необходимость разработки единых нормативов оборудования типовых служебных мест. Логично предположить, что данные нормативы могут быть представлены в разрабатываемых в соответствии с требованиями ст. 47 закона примерных должностных регламентах, а также в административных регламентах государственного органа.
|
|
Кроме этого, в деятельности органов государственной власти широко практикуется издание таких локальных нормативных актов, как Правила по технике безопасности, санитарии и гигиене, противопожарной безопасности и др.
4) Право на отдых является конституционным правом каждого человека и закреплено ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск. Оно реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени вне пределов установленной нормальной продолжительности служебного времени.
Время отдыха в соответствии со ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации — это время, в течение которого гражданский служащий свободен от исполнения должностных обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Чем ему заниматься в это время, гражданский служащий решает исключительно сам. Видами времени отдыха на основании ст. 107 Трудового кодекса Российской Федерации являются: перерывы в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска.
Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня, которые определяются правилами внутреннего трудового распорядка организации; ежедневный отдых, представляющий собой время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) продолжительностью не менее 42 часов (ст. 110 Трудового кодекса Российской Федерации), причем общим выходным днем является воскресенье, а второй выходной день устанавливается коллективным договором либо правилами внутреннего трудового распорядка организации; нерабочие праздничные дни — установленные ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации свободные от работы дни, посвященные выдающимся событиям или памятным традиционным датам; при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день; отпуска — определенное число свободных от работы календарных дней (помимо праздничных нерабочих дней), предоставляемых работникам для непрерывного отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности).
|
|
В ст. 45 закона точно определена нормальная продолжительность служебного времени, которая должна быть не свыше 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе. Если режим служебного времени и времени отдыха гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа, то это обязательно оговаривается в служебном контракте. Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, законом устанавливается служебный день. В соответствии со служебным распорядком государственного органа ненормированный служебный день может устанавливаться и для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы других групп по соответствующему перечню должностей и служебным контрактам. В этом случае гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа, который не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия предоставления этого отпуска устанавливаются федеральным гражданским служащим постановлением Правительства Российской Федерации, а гражданским служащим субъекта Российской Федерации — нормативными правовыми актами данного субъекта.
Ст. 46 закона вводит ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего, который состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Продолжительность основного оплачиваемого отпуска зависит от группы замещаемых должностей и составляет 30 (для младших, старших и ведущих групп должностей гражданской службы) либо 35 (для высших и главных должностей) календарных дней.
Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются за выслугу лет (1 календарный день за каждый год гражданской службы); за ненормированный служебный день; в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы; в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями.
Закон также устанавливает предельную продолжительность основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. Она не должна превышать 40 или 45 календарных дней в зависимости от группы замещаемых должностей гражданской службы.
По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.
5) Уже в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» было гарантировано медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи.
Уровень и качество этого обслуживания зависели в первую очередь от возможностей того или иного ведомства или субъекта Федерации, что объективно создавало неравные условия в предоставлении данной гарантии государственным служащим. Принципиально новым является включение в комментируемый федеральный закон гарантии медицинского страхования. Тем самым законодательно закрепляется положение Концепции реформирования системы государственной службы о переходе от медицинского обслуживания, связанного с созданием и функционированием ведомственных медицинских организаций, к специальному медицинскому страхованию, в основе которого лежит предоставление государственному служащему и членам его семьи денежных средств при возникновении страхового случая (болезни, увечий и пр.).
Поскольку подобные мероприятия требуют длительной подготовки и всестороннего, в том числе и детального, правового обеспечения, то до вступления в силу отдельного федерального закона о медицинском страховании государственных гражданских служащих Российской Федерации в соответствии с п. 10 ст. 71 закона сохраняются прежние условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания и продолжается практика прикрепления гражданского служащего к какому-либо медицинскому центру решением соответствующей комиссии. По мере введения специального медицинского страхования гражданских служащих и членов их семей, полностью обеспеченного источниками финансирования, пропорционально сокращается прямое финансирование ведомственных медицинских организаций из средств соответствующего бюджета.
6) Обязательное государственное социальное страхование наслучай заболевания или потери трудоспособности в период про
хождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время про
хождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом.
7) Ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает возможность обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества работников. Ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Порядок страхования и выплат соответствующих сумм определяется законами о таком страховании, нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»1 установил правовые, экономические и организационные основы этого вида страхования. В нем установлены виды страхового обеспечения: пособие по временной нетрудоспособности, единовременная страховая выплата, ежемесячная страховая выплата, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию работника.
В законе сфера страхования значительно расширена. В отличие от ранее действовавшего Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» страхуются не только случаи причинения вреда здоровью в связи с исполнением должностных обязанностей, но и любое заболевание или потеря трудоспособности в период прохождения гражданской службы. Кроме того, в развитие норм трудового законодательства введена гарантия по сохранению денежного содержания на время прохождения гражданским служащим медицинского обследования.
На практике данное страхование осуществляется на основе договоров, заключаемых представителем нанимателя и страховщиками, имеющими лицензию на проведение обязательного государственного страхования.
Общие нормы для гражданской службы в этой части отсутствуют, а процедуры страхования осуществляются на основе локальных нормативных актов, издаваемых в государственных органах. В силу этого возникает необходимость в принятии Федерального закона «Об обязательном государственном страховании гражданских служащих Российской Федерации», который детально бы отрегулировал все общие вопросы, связанные с реализацией данной гарантии гражданским служащим по аналогии с представителями других видов государственной службы, либо принятии закона об обязательном государственном страховании государственных служащих, который бы установил в этой области единые нормы для всей системы государственной службы.
8) Служебная командировка — это поездка гражданского служащего по распоряжению представителя нанимателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной службы.
Пункт 11 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федерального государственного гражданского служащего»' определяет гарантии гражданского служащего при направлении его в служебную командировку. К их числу относятся: сохранение должности гражданской службы и денежного содержания (среднего заработка), а также возмещение: а) расходов по проезду к месту командирования и обратно — к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы; б) расходов по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах; в) расходов по найму жилого помещения; г) дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные); д) иных расходов, связанных со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).
При направлении гражданского служащего в служебную командировку на территорию иностранного государства ему дополнительно возмещаются: а) расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов; б) обязательные консульские и аэродромные сборы; в) сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта; г) расходы на оформление обязательной медицинской страховки; д) иные обязательные платежи и сборы. На основании п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 денежное содержание (средний заработок) за период нахождения гражданского служащего в служебной командировке сохраняется за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения гражданским служащим федеральной государственной гражданской службы.
9) Под переездом в другую местность следует понимать переезд в иной населенный пункт по существующему административно-территориальному делению. До принятия Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой государственный орган» и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации применяется постановление Совета Министров СССР от 15 июля 1981 г. № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность»1. Размеры возмещения организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2003г. № 1872.
Гражданскому служащему в этом случае выплачиваются компенсации стоимости проезда его и членов семьи, расходы по провозу имущества, суточные за каждый день нахождения в пути, единовременное пособие на него и каждого переезжающего члена семьи, денежное содержание за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства. При невозможности точно определить размер компенсации гражданскому служащему выдается аванс.
К членам семьи гражданского служащего по общему правилу относятся муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на его иждивении и проживающие вместе с ним.
10) В настоящее время основания и порядок применения такой защиты определен федеральными законами для отдельных категорий государственных служащих. Так, Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов»3 предусматривает в зависимости от конкретных обстоятельств ряд мер, включающих личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты, оповещение об опасности, временное помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах, перевод на другое место службы, переселение на другое место жительства, замену документов, изменение внешности и др. Осуществление этих мер возложено на органы внутренних дел, федеральные органы государственной охраны и другие государственные органы обеспечения безопасности. Этим законом предусматривается повышенная уголовная ответственность за посягательства на жизнь, здоровье или имущество защищаемых лиц, определяются права и обязанности последних.
Поскольку данная гарантия относится к группе основных, то есть должна предоставляться всем гражданским служащим без исключения, то возникает необходимость в принятии соответствующего федерального закона.
II) Пенсия по государственному пенсионному обеспечению является государственной денежной выплатой, представляемой государственному служащему в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги.
Действующий Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установил в ст. 7 и 14 для федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу при увольнении с федеральной государственной службы по ряду оснований и ее размеры. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан»1 реализация данной гарантии возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации. Во исполнение данной позиции постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 44 утверждены Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты2.
В отношении государственных служащих субъектов Российской Федерации определено, что соответствующие условия устанавливаются в нормативных правовых актах субъектов за счет их средств, что противоречит основным принципам построения и функционирования системы государственной службы страны, предполагающим, в том числе, единство ее правовых и организационных основ. Исходя из этого, комментируемый Закон устанавливает необходимость дальнейшего развития законодательства в этой области и требует принятия отдельного нормативного правового акта высшей юридической силы — Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей».
Закон впервые устанавливается исчерпывающий перечень дополнительных гарантий для государственного гражданского служащего.
1) Закон устанавливает прямую зависимость должностного роста гражданского служащего от результатов полученного им дополнительного профессионального образования. Для повышения квалификации установлены конкретные временные рамки — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Государством гарантируется направление государственного служащего на стажировку. Данная форма дополнительного профессионального образования впервые при определенных условиях становится обязательной.
В целях эффективной реализации указанной гарантии закон вводит единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. Местом реализации права на профессиональную переподготовку и повышение квалификации закон устанавливает образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию. Стажировка осуществляется непосредственно в государственных органах, а также иных организациях. Дополнительное профессиональное образование гражданский служащий может получать и за пределами территории Российской Федерации.
Закон обязывает представителя нанимателя, образовательное учреждение, государственный орган или иную организацию обеспечить гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, соответствующие условия для освоения образовательной программы.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих является важным элементом кадровой работы. Ее реализация осуществляется в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих (пп. 1 п. 2 ст. 60 закона).
2) Возмещение расходов за использование личного транспорта работником с согласия работодателя предусмотрено ст. 188 Трудового кодекса. Порядок и условия предоставления данной гарантии гражданским служащим предполагается конкретизировать путем принятия Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении транспортного обслуживания или компенсации за использование личного транспорта федерального государственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей» и соответствующих нормативных правовых актов субъекта Федерации.
3) Уже Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» безоговорочно гарантировал государственным служащим в указанных случаях замещение иной должности, а при невозможности трудоустройства — переподготовку (переквалификацию), оставление в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
Данная гарантия тесно увязывается со ст. 31 закона, которая формулирует условия замещения иной должности. К таковым относятся лишь возможность замещения иной должности при наличии определенных преимуществ или направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Тем самым уровень социальной защищенности гражданского служащего значительно снижается, что особенно опасно в условиях перманентных реорганизаций, характерных для последнего времени.
4) Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» гарантировал государственным служащим предоставление жилой площади в случае и порядке, предусмотренном федеральным законом или законом субъекта Федерации. Однако на федеральном уровне требуемый акт так и не был принят. Реализация указанной гарантии осуществлялась на основе ведомственных актов федеральных государственных органов (например, приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. № 1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России»1), а в ряде субъектов Федерации — на основе законов субъектов, напрямую зависела от финансовых и организационных возможностей федеральных ведомств и субъектов Федерации. Причем форма ее реализации была самой произвольной (выделение квартир, предоставление беспроцентных субсидий на строительство жилья и пр.).
Закон устанавливает единую для гражданской службы форму — предоставление единовременной субсидии один раз за весь период гражданской службы в порядке и условиях, устанавливаемых соответственно готовящимся постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Федерации.
5) Данная норма создает предпосылки расширения системы гарантий для гражданских служащих по мере развития законодательства о гражданской службе.
Стаж государственной службы — это суммарная продолжительность служебной деятельности лица, учитываемая при определении права на предусмотренные законом выплаты и их размер при начислении пенсии. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321', данному органу исполнительной власти предоставляется право самостоятельно принимать нормативные правовые акты о порядке подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы.
Стаж гражданской службы исчисляется различными способами при установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, иных выплат и для назначения гражданскому служащему государственной пенсии. В процессе дальнейшего совершенствования законодательства о государственной службе целесообразно установить в Федеральном законе единые нормы его исчисления для всех государственных служащих с учетом специфики вида государственной службы, характера и условий профессиональной служебной деятельности.
В целом подводя итог, можно отметить следующее: в законе вполне определенно формулируется служебное предназначение системы гарантий на гражданской службе: ряд гарантий получил четкую правовую определенность в нормах акта высшей юридической силы; намечена и проводится линия на монетизацию гарантий, отказ от ранее практиковавшегося предоставления средств социальной защиты в виде льгот или натуральных ценностей; создаются предпосылки для унификации системы социальной защиты государственных служащих, представляющих различные виды государственной службы; несколько изменен спектр и форма гарантий; возрастает роль локальных нормативных актов, издаваемых представителем нанимателя в целях конкретизации норм, содержащихся в федеральном законе, применительно к условиям и специфике государственных органов; в то же время по ряду позиций сохраняется неопределенность, особенно в вопросах процедур реализации гарантий; отсутствуют меры по повышению ответственности представителя нанимателя за реализацию гарантий; гарантии слабо стимулируют процессы повышения уровня профессионализма гражданских служащих и во многом ориентированы на должностную карьеру; по ряду позиций виден отход от положений Концепции реформирования системы государственной службы, в частности, по вопросам создания единых стандартов и нормативов оборудования рабочих мест и пр.; применение норм, изложенных в данной главе, затрудняется необходимостью подготовки и принятия значительного количества новых законов и подзаконных нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и уровне субъектов Федерации.