Гарантии, связанные с гражданской службой

Законом четко определяются функции основных государствен­ных гарантий гражданским служащим и их существенное отличие от мер по социальной защите иных групп населения.

Государственные гарантии вводятся в целях: обеспечения пра­вовой и социальной защищенности гражданских служащих; повы­шения мотивации эффективного исполнения ими своих должност­ных обязанностей; укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы; в порядке компенсации ог­раничений, установленных законодательством для гражданских служащих.

В систему основных государственных гарантий гражданских служащих входят:

1) единая система денежного содержания гражданского слу­жащего, единый порядок определения размеров должностных окладов и окладов за классный чин, порядок их индексации, еди­ные правила определения размеров дополнительных выплат за выс­лугу лет, за особые условия гражданской службы, единые нормы формирования фонда оплаты труда с предоставлением права пред­ставителю нанимателя перераспределять эти средства, а также оп­ределять размеры премий и иных дополнительных выплат, исходя из конкретного вклада каждого. В то же время в целях недопуще­ния субъективизма и произвола закон устанавливает, что в каждом государственном органе локальным нормативным актом устанав­ливаются специфические показатели эффективности и результа­тивности его деятельности, процедур принятия и исполнения уп­равленческих решений, их всестороннего обеспечения.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, процедур принятия и ис­полнения управленческих решений, их всестороннего обеспече­ния, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются Президентом Российской Федерации и Правитель­ством Российской Федерации соответственно. По отдельным дол­жностям гражданской службы, перечень которых определяется Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными право­выми актами субъектов Российской Федерации, устанавливается особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эф­фективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Условия оплаты труда каждому гражданскому служащему ус­танавливаются в служебном контракте, в котором определяются и показатели результативности его служебной деятельности, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее испол­нение взятых на себя обязанностей.

2) Введение данной нормы обусловлено положениями Трудо­вого кодекса Российской Федерации1 и ряда иных нормативных правовых актов, так как существовала практика нарушений сро­ков выплаты денежного содержания. Исходя из этого, ст. 23 закона обязывает представителя нанимателя своевременно и в полном объеме осуществлять указанные выплаты.

Указ Президента Российской Федерации от 19 января 1996 г. № 66 «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных соци­альных выплат»1 предусматривает, что должностные лица федераль­ных органов исполнительной власти, на которых возложены фун­кции по выплате непосредственно из федерального бюджета зара­ботной платы, при задержке указанных выплат или выделения средств из федерального бюджета отстраняются от выполнения указанных функций или увольняются за однократное грубое нару­шение своих обязанностей.

За нарушение сроков выплаты заработной платы установлена также административная ответственность должностных лиц орга­низаций (ст. 527 Кодекса об административных правонарушени­ях2) в виде штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оп­латы труда, налагаемых органами Государственной инспекции труда. Повторное аналогичное нарушение влечет за собой дисквалифика­цию на срок от одного года до трех лет.

Уголовный кодекс Российской Федерации3дополнен нормой права, согласно которой невыплата заработной платы свыше двух месяцев влечет за собой уголовную ответственность руководителя независимо от формы собственности.

Поскольку закон не определил конкретные сроки выплаты де­нежного содержания гражданского служащего, следует руковод­ствоваться ст. 36 Трудового кодекса Российской Федерации, соглас­но которой заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего распо­рядка организации, коллективным договором, трудовым догово­ром (в данном случае — служебным контрактом). В то же время закон не запрещает представителю нанимателя издать по вопро­сам регулирования данных отношений локальный нормативный акт (положение об оплате труда гражданских служащих в государ­ственном органе), в котором конкретизировать эти сроки приме­нительно к специфике государственного органа.

3) В соответствии со ст. 14 закона гражданский служащий име­ет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Основным юридическим документом, в котором конкретизируют­ся условия профессиональной служебной деятельности, является служебный контракт. Представитель нанимателя обязуется предо­ставить гражданскому служащему соответствующие условия.

Важное место в процессе реализации указанной гарантии от­водится коллективному договору, заключаемому представителем нанимателя и персоналом государственного органа.

Ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации включает в содержание коллективного договора вопросы, связанные с улуч­шением условий труда как всего персонала, так и отдельных его категорий (женщин, молодежи и др.). Обязательства по общему правилу возлагаются на представителя нанимателя. Условия труда являются также существенным элементом содержания соглашения, принятие которого возможно в перспективе при создании отрас­левого профессионального союза государственных гражданских служащих как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. И коллективный договор, и соглашения являются нор­мативными документами, невыполнение положений которых вле-кет за собой юридические последствия.

К сожалению, в законе не нашло отражения положение Кон­цепции реформирования системы государственной службы Рос­сийской Федерации о необходимости дифференциации и оптими­зации норм размещения государственных служащих в служебных помещениях и оснащения их служебных мест в зависимости от за­мещаемой должности гражданской службы. В настоящее время назрела острая необходимость разработки единых нормативов обо­рудования типовых служебных мест. Логично предположить, что данные нормативы могут быть представлены в разрабатываемых в соответствии с требованиями ст. 47 закона примерных должност­ных регламентах, а также в административных регламентах госу­дарственного органа.

Кроме этого, в деятельности органов государственной власти широко практикуется издание таких локальных нормативных ак­тов, как Правила по технике безопасности, санитарии и гигиене, противопожарной безопасности и др.

4) Право на отдых является конституционным правом каждо­го человека и закреплено ст. 37 Конституции Российской Федера­ции, согласно которой работающему по трудовому договору гаран­тируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск. Оно реализуется предоставлением граждан­скому служащему свободного от исполнения должностных обязан­ностей времени вне пределов установленной нормальной продол­жительности служебного времени.

Время отдыха в соответствии со ст. 106 Трудового кодекса Рос­сийской Федерации — это время, в течение которого гражданский служащий свободен от исполнения должностных обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Чем ему заниматься в это время, гражданский служащий решает исключи­тельно сам. Видами времени отдыха на основании ст. 107 Трудово­го кодекса Российской Федерации являются: перерывы в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска.

Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабо­чего дня, которые определяются правилами внутреннего трудово­го распорядка организации; ежедневный отдых, представляющий собой время с момента окончания работы и до ее начала в следую­щий день; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) про­должительностью не менее 42 часов (ст. 110 Трудового кодекса Рос­сийской Федерации), причем общим выходным днем является вос­кресенье, а второй выходной день устанавливается коллективным договором либо правилами внутреннего трудового распорядка орга­низации; нерабочие праздничные дни — установленные ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации свободные от работы дни, посвященные выдающимся событиям или памятным тради­ционным датам; при совпадении выходного и нерабочего празд­ничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день; отпуска — определенное число сво­бодных от работы календарных дней (помимо праздничных нера­бочих дней), предоставляемых работникам для непрерывного от­дыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности).

В ст. 45 закона точно определена нормальная продолжитель­ность служебного времени, которая должна быть не свыше 40 ча­сов в неделю при пятидневной служебной неделе. Если режим слу­жебного времени и времени отдыха гражданского служащего от­личается от служебного распорядка государственного органа, то это обязательно оговаривается в служебном контракте. Для граждан­ских служащих, замещающих высшие и главные должности граж­данской службы, законом устанавливается служебный день. В соответствии со служебным распорядком госу­дарственного органа ненормированный служебный день может ус­танавливаться и для гражданских служащих, замещающих долж­ности гражданской службы других групп по соответствующему пе­речню должностей и служебным контрактам. В этом случае гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополни­тельный оплачиваемый отпуск, сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа, который не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия предоставления этого отпуска устанавливаются федераль­ным гражданским служащим постановлением Правительства Рос­сийской Федерации, а гражданским служащим субъекта Россий­ской Федерации — нормативными правовыми актами данного субъекта.

Ст. 46 закона вводит ежегодный оплачиваемый отпуск граж­данского служащего, который состоит из основного и дополнитель­ных оплачиваемых отпусков. Продолжительность основного оп­лачиваемого отпуска зависит от группы замещаемых должностей и составляет 30 (для младших, старших и ведущих групп должностей гражданской службы) либо 35 (для высших и главных должностей) календарных дней.

Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются за выслугу лет (1 календарный день за каждый год гражданской службы); за ненормированный служебный день; в связи с тяже­лыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы; в связи со службой в местностях с особыми климати­ческими условиями.

Закон также устанавливает предельную продолжительность основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачи­ваемого отпуска за выслугу лет. Она не должна превышать 40 или 45 календарных дней в зависимости от группы замещаемых долж­ностей гражданской службы.

По семейным обстоятельствам и иным уважительным причи­нам гражданскому служащему решением представителя нанима­теля может предоставляться отпуск без сохранения денежного со­держания продолжительностью не более одного года.

5) Уже в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» было гарантировано медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи.

Уровень и качество этого обслуживания зависели в первую очередь от возможностей того или иного ведомства или субъекта Федера­ции, что объективно создавало неравные условия в предоставле­нии данной гарантии государственным служащим. Принципиаль­но новым является включение в комментируемый федеральный закон гарантии медицинского страхования. Тем самым законода­тельно закрепляется положение Концепции реформирования систе­мы государственной службы о переходе от медицинского обслужива­ния, связанного с созданием и функционированием ведомственных медицинских организаций, к специальному медицинскому страхо­ванию, в основе которого лежит предоставление государственно­му служащему и членам его семьи денежных средств при возник­новении страхового случая (болезни, увечий и пр.).

Поскольку подобные мероприятия требуют длительной под­готовки и всестороннего, в том числе и детального, правового обес­печения, то до вступления в силу отдельного федерального закона о медицинском страховании государственных гражданских служа­щих Российской Федерации в соответствии с п. 10 ст. 71 закона со­храняются прежние условия медицинского и санаторно-курортно­го обслуживания и продолжается практика прикрепления граждан­ского служащего к какому-либо медицинскому центру решением соответствующей комиссии. По мере введения специального меди­цинского страхования гражданских служащих и членов их семей, полностью обеспеченного источниками финансирования, пропор­ционально сокращается прямое финансирование ведомственных медицинских организаций из средств соответствующего бюджета.

6) Обязательное государственное социальное страхование наслучай заболевания или потери трудоспособности в период про­
хождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время про­
хождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом.

7) Ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает возможность обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества работников. Ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Порядок страхования и выплат соответствующих сумм определяется законами о таком страховании, нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязатель­ном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»1 установил правовые, экономи­ческие и организационные основы этого вида страхования. В нем ус­тановлены виды страхового обеспечения: пособие по временной не­трудоспособности, единовременная страховая выплата, ежемесячная страховая выплата, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию работника.

В законе сфера страхования значительно расширена. В отли­чие от ранее действовавшего Федерального закона «Об основах го­сударственной службы Российской Федерации» страхуются не только случаи причинения вреда здоровью в связи с исполнением должностных обязанностей, но и любое заболевание или потеря трудоспособности в период прохождения гражданской службы. Кроме того, в развитие норм трудового законодательства введена гарантия по сохранению денежного содержания на время прохож­дения гражданским служащим медицинского обследования.

На практике данное страхование осуществляется на основе договоров, заключаемых представителем нанимателя и страховщи­ками, имеющими лицензию на проведение обязательного государ­ственного страхования.

Общие нормы для гражданской службы в этой части отсутству­ют, а процедуры страхования осуществляются на основе локаль­ных нормативных актов, издаваемых в государственных органах. В силу этого возникает необходимость в принятии Федерального за­кона «Об обязательном государственном страховании гражданских служащих Российской Федерации», который детально бы отрегу­лировал все общие вопросы, связанные с реализацией данной га­рантии гражданским служащим по аналогии с представителями других видов государственной службы, либо принятии закона об обязательном государственном страховании государственных слу­жащих, который бы установил в этой области единые нормы для всей системы государственной службы.

8) Служебная командировка — это поездка гражданского слу­жащего по распоряжению представителя нанимателя на опреде­ленный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной службы.

Пункт 11 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федерального государственного гражданского служащего»' определяет гаран­тии гражданского служащего при направлении его в служебную командировку. К их числу относятся: сохранение должности граж­данской службы и денежного содержания (среднего заработка), а также возмещение: а) расходов по проезду к месту командирова­ния и обратно — к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы; б) расходов по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организа­ций), расположенных в разных населенных пунктах; в) расходов по найму жилого помещения; г) дополнительных расходов, свя­занных с проживанием вне постоянного места жительства (суточ­ные); д) иных расходов, связанных со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с раз­решения или ведома представителя нанимателя или уполномочен­ного им лица).

При направлении гражданского служащего в служебную ко­мандировку на территорию иностранного государства ему допол­нительно возмещаются: а) расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов; б) обязательные консульские и аэродромные сборы; в) сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта; г) расходы на оформление обязательной медицинской страховки; д) иные обязательные пла­тежи и сборы. На основании п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 денежное содержание (сред­ний заработок) за период нахождения гражданского служащего в служебной командировке сохраняется за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения граж­данским служащим федеральной государственной гражданской службы.

9) Под переездом в другую местность следует понимать переезд в иной населенный пункт по существующему административно-тер­риториальному делению. До принятия Постановления Правитель­ства Российской Федерации «О порядке и условиях возмещения рас­ходов, связанных с переездом федерального государственного граж­данского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой государственный орган» и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации применяется постановление Совета Министров СССР от 15 июля 1981 г. № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую ме­стность»1. Размеры возмещения организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность, утверждены поста­новлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2003г. № 1872.

Гражданскому служащему в этом случае выплачиваются ком­пенсации стоимости проезда его и членов семьи, расходы по про­возу имущества, суточные за каждый день нахождения в пути, еди­новременное пособие на него и каждого переезжающего члена се­мьи, денежное содержание за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства. При невозможности точно определить размер компенсации гражданскому служащему выдается аванс.

К членам семьи гражданского служащего по общему правилу относятся муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящие­ся на его иждивении и проживающие вместе с ним.

10) В настоящее время основания и порядок применения та­кой защиты определен федеральными законами для отдельных кате­горий государственных служащих. Так, Федеральный закон от 20 ап­реля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должност­ных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов»3 предусматривает в зависимости от конкретных обстоя­тельств ряд мер, включающих личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты, оповещение об опасности, временное помещение в безо­пасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защи­щаемых лицах, перевод на другое место службы, переселение на другое место жительства, замену документов, изменение внешно­сти и др. Осуществление этих мер возложено на органы внутрен­них дел, федеральные органы государственной охраны и другие государственные органы обеспечения безопасности. Этим законом предусматривается повышенная уголовная ответственность за по­сягательства на жизнь, здоровье или имущество защищаемых лиц, определяются права и обязанности последних.

Поскольку данная гарантия относится к группе основных, то есть должна предоставляться всем гражданским служащим без исключения, то возникает необходимость в принятии соответствую­щего федерального закона.

II) Пенсия по государственному пенсионному обеспечению является государственной денежной выплатой, представляемой государственному служащему в целях компенсации заработка (до­хода), утраченного в связи с прекращением государственной служ­бы по достижении установленной законом выслуги.

Действующий Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации» установил в ст. 7 и 14 для федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу при увольнении с федераль­ной государственной службы по ряду оснований и ее размеры. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ап­реля 2003 г. № 247 «Об организации назначения, перерасчета раз­мера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных го­сударственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдель­ным категориям граждан»1 реализация данной гарантии возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации. Во исполнение дан­ной позиции постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 44 утверж­дены Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты2.

В отношении государственных служащих субъектов Россий­ской Федерации определено, что соответствующие условия уста­навливаются в нормативных правовых актах субъектов за счет их средств, что противоречит основным принципам построения и функционирования системы государственной службы страны, предполагающим, в том числе, единство ее правовых и организа­ционных основ. Исходя из этого, комментируемый Закон устанав­ливает необходимость дальнейшего развития законодательства в этой области и требует принятия отдельного нормативного право­вого акта высшей юридической силы — Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей».

Закон впервые устанавливается исчерпывающий перечень допол­нительных гарантий для государственного гражданского служащего.

1) Закон устанавливает прямую зависимость должностного роста гражданского служащего от результатов полученного им дополнительного профессионального образования. Для повышения квали­фикации установлены конкретные временные рамки — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Государством гарантируется направление государственного служащего на стажировку. Данная форма дополнительного профес­сионального образования впервые при определенных условиях ста­новится обязательной.

В целях эффективной реализации указанной гарантии закон вводит единый для государственных органов порядок планирова­ния и размещения государственного заказа на дополнительное про­фессиональное образование гражданских служащих. Местом реа­лизации права на профессиональную переподготовку и повышение квалификации закон устанавливает образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального обра­зования, имеющие государственную аккредитацию. Стажировка осуществляется непосредственно в государственных органах, а так­же иных организациях. Дополнительное профессиональное обра­зование гражданский служащий может получать и за пределами территории Российской Федерации.

Закон обязывает представителя нанимателя, образовательное учреждение, государственный орган или иную организацию обес­печить гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, соот­ветствующие условия для освоения образовательной программы.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих является важ­ным элементом кадровой работы. Ее реализация осуществляется в соответствии с программами профессионального развития граж­данских служащих (пп. 1 п. 2 ст. 60 закона).

2) Возмещение расходов за использование личного транспорта работником с согласия работодателя предусмотрено ст. 188 Трудового кодекса. Порядок и условия предоставления данной гарантии гражданским служащим предполагается конкретизировать путем принятия Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении транспортного обслуживания или компенсации за использование личного транспорта федерального государственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей» и соответствующих нормативных правовых актов субъекта Федерации.

3) Уже Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» безоговорочно гарантировал государственным служащим в указанных случаях замещение иной долж­ности, а при невозможности трудоустройства — переподготовку (переквалификацию), оставление в реестре государственных слу­жащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года не­прерывного стажа государственной службы.

Данная гарантия тесно увязывается со ст. 31 закона, которая формулирует условия замещения иной должности. К таковым от­носятся лишь возможность замещения иной должности при нали­чии определенных преимуществ или направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Тем самым уровень социальной защищенности гражданского служащего значительно снижается, что особенно опасно в условиях перманентных реорганизаций, характерных для последнего времени.

4) Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» гарантировал государственным служащим предоставление жилой площади в случае и порядке, предусмотренном федеральным законом или законом субъекта Федерации. Однако на федеральном уровне требуемый акт так и не был принят. Реализация указанной гарантии осуществлялась на основе ведомственных актов федеральных государственных органов (например, приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. № 1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России»1), а в ряде субъектов Федерации — на основе законов субъектов, напрямую зависела от финансовых и организационных возможностей федеральных ведомств и субъектов Федерации. Причем форма ее реализации была самой произвольной (выделение квартир, предоставление беспроцентных субсидий на строительство жилья и пр.).

Закон устанавливает единую для гражданской службы форму — предоставление единовременной субсидии один раз за весь период гражданской службы в порядке и условиях, устанавливаемых соответ­ственно готовящимся постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

5) Данная норма создает предпосылки расширения системы гарантий для гражданских служащих по мере развития законодательства о гражданской службе.

Стаж государственной службы — это суммарная продолжитель­ность служебной деятельности лица, учитываемая при определе­нии права на предусмотренные законом выплаты и их размер при начислении пенсии. В соответствии с Положением о Министер­стве здравоохранения и социального развития Российской Феде­рации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321', данному органу исполни­тельной власти предоставляется право самостоятельно принимать нормативные правовые акты о порядке подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и определения со­ответствия должностей, периоды службы (работы) в которых вклю­чаются в стаж государственной службы.

Стаж гражданской службы исчисляется различными способа­ми при установлении ежемесячной надбавки к должностному ок­ладу за выслугу лет, иных выплат и для назначения гражданскому служащему государственной пенсии. В процессе дальнейшего со­вершенствования законодательства о государственной службе це­лесообразно установить в Федеральном законе единые нормы его исчисления для всех государственных служащих с учетом специ­фики вида государственной службы, характера и условий профес­сиональной служебной деятельности.

В целом подводя итог, можно отметить следующее: в законе вполне определенно формулируется служебное предназначение системы гарантий на гражданской службе: ряд гарантий получил четкую правовую определенность в нормах акта высшей юриди­ческой силы; намечена и проводится линия на монетизацию га­рантий, отказ от ранее практиковавшегося предоставления средств социальной защиты в виде льгот или натуральных ценностей; со­здаются предпосылки для унификации системы социальной защи­ты государственных служащих, представляющих различные виды государственной службы; несколько изменен спектр и форма га­рантий; возрастает роль локальных нормативных актов, издавае­мых представителем нанимателя в целях конкретизации норм, со­держащихся в федеральном законе, применительно к условиям и специфике государственных органов; в то же время по ряду пози­ций сохраняется неопределенность, особенно в вопросах проце­дур реализации гарантий; отсутствуют меры по повышению ответ­ственности представителя нанимателя за реализацию гарантий; гарантии слабо стимулируют процессы повышения уровня профес­сионализма гражданских служащих и во многом ориентированы на должностную карьеру; по ряду позиций виден отход от положе­ний Концепции реформирования системы государственной служ­бы, в частности, по вопросам создания единых стандартов и нор­мативов оборудования рабочих мест и пр.; применение норм, изло­женных в данной главе, затрудняется необходимостью подготовки и принятия значительного количества новых законов и подзакон­ных нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и уровне субъектов Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: