Ценностные ориентации

В ряду наиболее значимых ценностей (отмечены половиной и более студентов):
- дело по душе, интересная работа;

- высокий заработок, материальное благополучие – этот параметр тоже общезначим;
- хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви. Эти параметры однопорядковые, эмоционально окрашенные и личностные.

В ответах девушек они отмечались чаще. В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь[12].
Культурная информированность. На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.
Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы и рассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.
Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.
Кино «существует» для респондентов в основном на экранах телевизора. Менее 2% студентов ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% респондентов никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.
Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% респондентов ходят на каждую премьеру, 26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половина опрошенных хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе 22% респондентов.
Хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку, 30% отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников[13].
Культурные потребности
В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение)[14].
Влияние массовой культуры
Как пишет К. Разлогов, для того, чтобы по-настоящему насладиться произведениями массовой культуры, лучше быть художественно необразованным человеком – «художественная образованность здесь не опиум, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует каких либо дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа»[15].
Все-таки влияние массового искусства ощущается весьма заметно. Массовая культура, видимо, помогает молодым людям в их стремлении отгородиться и защититься от сложных жизненных проблем. В период общественных катаклизмов важнейшими становятся компенсаторная и развлекательная функции искусства. Именно эти функции выполняет массовое искусство.
Однако «масскульт» наносит большой вред людям, особенно молодым, ибо сознательно обедняет духовный мир человека. Массовая культура преподносит суррогат как подлинное. Это приводит к тому, что у молодежи путаются понятия, портится вкус. Например, музыку Моцарта молодой человек впервые слышит не в исполнении оркестра, а в пародийном исполнении на электрогитаре, а «Джоконду» видит не на хорошей репродукции в художественном альбоме, а на обложке компакт-диска, притом опять-таки в искаженном виде: поработало постмодернистское воображение оформителя обложки[16].
Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной[17].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: