Каинан – лишнее имя в Бытие 11?

Введение

В своём евангелии Лука излагает родословие Иисуса вплоть до Адама (Лука 3:23-38). (См. таблицу 2, родословие в Евангелии от Луки.) Это родословие в точности следует за родословиями в Бытие 5 и 11 за одним исключением – Лука вставляет Каинана, сына Арфаксада (Лука 3:36).[15] Это имя иногда обозначают выражением «второй Каинан», чтобы отличать его от Каинана, сына Еноса, который тоже имеется в родословии Луки (Лука 3:37; Бытие 5:12).

По Евангелию от Луки мы должны найти второго Каинана между Арфаксадом (Бытие 11:12) и Салой (Бытие 11:14), но это имя, как ни странно, отсутствует во всех древнееврейских рукописях Ветхого Завета.[16] Нет его и в самаритянском Пятикнижии, в сирийском Пятикнижии, в арамейских Таргумах и в Вульгате. Оно полностью отсутствует в древнейших из имеющихся у нас копиях греческой Септуагинты, и пользовавшиеся ей древние иудейские и христианские авторы до III в. тоже не включают в родословие это имя.[17]

Учитывая, что Каинан, сын Арфаксада, в Бытие 11 явно отсутствует, что нам думать о его включении в родословие у Луки? Самое просто объяснение состоит в том, что этот Каинан настоящий, но был опущен из-за того, что родословие Бытие 11 было укорочено (телескопировано), с выбросом из него менее важных имён. Если родословия в Книге Бытие не обязательно полны, то, возможно, в этих списках могло быть пропущено намного больше имён. В этом случае попытки произвести по этим родословиям датировку в прошлое до Адама и Евы были бы очень ошибочными и намного более близкими к нам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: