МУНЬЕ (Эммануэль): французский философ и писатель (Гренобль, 1905 — Шатне-Малабри, 1950). Из произведений Пеги почерпнул идею синтеза христианства и социализма, который он назвал персонализмом: его принцип — поддержание «примата человеческой личности над материальными нуждами и над коллективными аппаратами, поддерживающими ее развитие». Для этого нужно, чтобы философ участвовал в реальной жизни и истории. Мунье оставляет университет и отказывается от несколько отвлеченной работы преподавателя, чтобы основать в 1932 г. журнал «Эспри». Его две максимы — это «быть самим собой» (пробуждение личности) и работать над улучшением ус-
ловий общественной жизни (педагогика общинной жизни). Его сочинения: «Персоналистская и общинная революция» (1935), «Христианское столкновение» (1944), «Условная свобода» (1946), «Трактат о характере» (1946), «Что такое персонализм?» (1947), «Введение в экзистенциализм» (1947), «Персонализм» (1949), «Надежда отчаявшихся» (1953), «Привлечение веры» (1958).
МУР (Джордж Эдуард): британский философ (Лондон, 1873 — Кембридж, 1958). Его главное произведение «Principia ethi- са» (1903) помогает проследить влияние Канта и Гегеля на британскую философию: он заимствует у них идею, что благо — это объект непосредственной интуиции, управляемой силой желания, которое может служить и источником заблуждения. Он написал также: «Philosophical Studies» (1922), «Some Main Problems of Philosophy» (1953).
|
|
МУТАЦИЯ: внезапное изменение в организме, сразу же передающееся по наследству. У изолированных индивидов мутации происходят внезапно и чаще всего без видимой причины; они вызваны модификацией генов или хромосом. Именно так, например, в 1894 г. внезапно появились цветы георгины. Теория, объясняющая мутациями эволюцию видов, называется «мутационизм», основанный Уаллесом и Вейсманом, разрабатывавшийся де Врие и окончательно утвержденный законами Менделя (доказывающими наследование изменений, образованных хромосомными мутациями, и опровергающими наследование телесных свойств, вызванных контактом с окружающей средой). Хотя мутационизм обладает подлинно научным фундаментом, он слишком многое вверяет случаю и не способен объяснить «орто генетический» характер общей эволюции видов (то есть то, что виды эволюционируют всегда «в одном и том же направлений»). Подобно ламаркизму или дарвинизму, мутационизм также не позволяет полностью понять механизм эволюции.
«МЫСЛИ»: название, под которым в 1670 г. были опубликованы разрозненные записи Паскаля, собираемые им для объемного труда, посвященного Апологии христианской религии.
Болезнь и смерть автора прервали работу над этим произведением. Паскаль в нем обращается к «вольнодумцу», в котором он хочет пробудить беспокойство, показав ему нищету человека, лишенного Бога. Для этого он использует силу убеждения (дух тонкости) и доказательства (дух геометрии). Паскаль описывает положение человека между двумя бесконечностями (бесконечно большим и бесконечно малым), препятствие для истинного размышления, созданное «себялюбием» и предрассудками, и бегство человека от нищеты условий своего существования в «развлечение». Однако, несмотря на нищету, человек велик своим духом; это «тростник, но мыслящий тростник». Бездна величия и малости, ни ангел, ни зверь, но живая загадка, человек может найти объяснение самого себя лишь в религии. Чтобы войти в нее, нужно держать пари, сделав ставку на Бога. Произведение завершается сияющим образом Сына Божия, мистикой сердца, у которого «свои резоны, неизвестные разуму». Именно здесь последний предел любой христианской жизни. Эта восхитительная книга породила после себя массу вдохновенных комментариев.
|
|
МЫСЛЬ: все то, что мы осознаем. В более узком смысле мысль означает акт размышления (мыслить — значит судить, по выражению Канта) или продукт рефлексии («Мысли» Паскаля). Проблема природы и источника наших мыслей, представляющая собой последний вопрос всякой рефлексии, напрямую затрагивалась лишь Спинозой (во второй книге «Этики»), Фихте (в «Наукоучении») и Хайдегге-ром (в «Что значит мыслить?»). Нам представляется, что анализ человеческой мысли и ее саморефлексия — наиболее прямой путь познания абсолютного бытия или Бога. Строго говоря, следует различать понятия «мысль», которая реф-лективна, и познание, которое направлено непосредственно на реальный объект (мир, люди и т.д.) и необязательно предполагает рефлексию.
н
НАБЕР (Жан): французский философ (Изо, Изер, 1881 —Лок-тюди, Финистер, 1960). Преподавал в лицеях в Сен-Ло(1908), Бресте (1910), Меце (1919) и в лицее Анри IV в Париже (1925). Его философия, представляющая собой размышление о человеческом сознании, развивалась под двойным влиянием — кантианской философии (изложенной, в частности, в первой философии Фихте) и философии Бергсона. У первого он заимствовал строгость рефлексии, а у второго — чувство внутренней полноты. «Внутренний опыт свободы» (1924) обнаруживает по ту сторону любого рассуждения и даже интеллектуальной интуиции «первичный опыт» воли, что является испытанием свободы и основой для любого обоснования свободы. «Элементы этики» (1943) углубляют его рефлексию об этом первичном утверждении воли, которая остается для Набера материей и источником его философии. «Очерк о зле» (1955) развивает его мысль в направлении метафизики «неоправданной» стороны мира и жизни; наконец, заметка «Божественное и Бог» («Философические очерки», сентябрь 1959) пытается привести к высшему синтезу философию поступка и философию бытия. Кроме того, он написал статью «Внутренний опыт Канта» («Журнал метафизики и морали», 1924).
НАБЛЮДЕНИЕ: внимательное восприятие. Наблюдение — это поиск отличительных черт той или иной вещи, и, в качестве такового, первый этап любого научного познания. По Ф. Бэкону иДж.Ст. Миллю, вторым этапом будет «гипотеза», с помощью которой мы переходим от наблюдения фактов • к изложению законов; третьим этапом будет верифи-
кация. Различают естественное наблюдение, состоящее в простом восприятии вещей (наблюдение природных явлений противостоит эксперименту), и научное наблюдение, состоящее в чтении показаний измерительных приборов (термометра, барометра и т.д.) и требующее определенного эксперимента. Вообще любое наблюдение предполагает определенный интерес и определенные знания: наблюдение никогда не будет пассивным, и мы замечаем вещи или свойства лишь в зависимости от нашей умственной предрасположенности и от наших знаний. Именно поэтому между естественным и научным наблюдением существует не столько природное различие, сколько простая разница в степени.
|
|
НАВАЖДЕНИЕ: идея-фикс, возникающая в уме помимо воли. Теологи сознательно представляют наваждение как воздействие беса, изводящего индивида постоянными искушениями (наваждение, однако, отличается от реальной «одержимости» бесом, приводящей к бреду и безумию). Противоречивый и депрессивный характер наваждения, чувство абсурдности, возникающее в результате диспропорции между идеей и интересом, который мы к ней испытываем, как раз и образуют наваждение. Различают три широко распространенных типа наваждения: 1) идеативное наваждение, направленное на моральную идею (щепетильность, идея виновности, ощущение того, что мы плохо поступили), на метафизическую идею (Бог, постоянная мысль о смерти) или на какую-либо еще идею, например — идею чисел (постоянное представление чисел называется «арифмоманией»); 2) фобическое наваждение (от гр. phobos — страх) — такое, как страх покраснеть на публике, страх оказаться в смешном положении, боязнь булавок, ножей и т.д.; 3) наваждение-импульс, когда субъект боится совершить поступок, к которому он чувствует психологическое побуждение; это случай молодой матери, которая постоянно боится убить своего ребенка именно потому, что она чувствует побуждение это сделать. См. Невроз (наваждения).
И АВИЛЬ (Пьер): французский социолог (р. Париж, 1904). Специалист по социологии труда, заинтересовался проблемами профессионального образования и общественными послед-
ствиями автоматизации. Его основные работы: «Революция и интеллектуалы» (1927), «Психология, наука о поведении» (1942), «Жизнь труда и ее проблемы» (1954), «Автоматизация и человеческий труд» (1961), «Генезис социологии труда у Маркса и Энгельса» (1967), «Социология сегодня» (1982). Вместе с Фридманом издал «Трактат по социологии труда» (1962, 2 тома).
|
|
НАГАРДЖУНА: буддистский философ, выходец с юга Индии, преимущественно легендарная фигура (кон. I — нач. II в. после Р.Х.). Но легенда создана вокруг действительно гениального человека, который решающим образом повлиял на ориентацию направления Махаяны в буддизме.
НАКАЗАНИЕ (санкция): изначально установленное законом наказание за проступок. В более общем смысле санкция означает как наказание, так и благодарность за поступок, в зависимости от того, будет ли он вредоносным или благожелательным. Различают наказание мнением (закон чести), легальное, религиозное, субъективное наказание (упреки совести или чувство искупления).-Наказание поднимает моральную проблему: ведь с точки зрения морали мы имеем дело с «провинностью», которая совершена определенным «лицом» и которую нужно «искупить»; легальное или физическое наказание в практическом смысле не имеет никакой моральной ценности. Однако оно имеет прежде всего социальный смысл, потому что, с точки зрения общества, мы имеем дело с «преступлениями», совершенными «индивидами», от которых следует охранять общество: следовательно, судья постарается сделать из них «пример». Современное правосудие нередко пытается заменить чистое и простое наказание за правонарушения, особенно совершенные подростками, перевоспитанием или психологической помощью: часто преступник — человек, который не может приспособиться к среде, или бунтарь, и ответственность за него несет все общество в целом.
НАПРЯЖЕНИЕ И ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ: обязанность, побуждение индивида к чему-либо и его последствия.
% Психологическая проблема напряжения и особенно перенапряжения обусловлена многочисленностью обязанностей
(социальных, профессиональных, семейных и т.д.), одновременно воздействующих на сознание индивида и вызывающих нервное напряжение. Перенапряжение — феномен, особенно характерный для современной жизни, — выражается, в частности, в повышенной раздражительности, головных болях, пониженной производительности труда; оно требует «лечения отдыхом».
НАРКОАНАЛИЗ: процесс анализа бессознательного посредством введения в организм наркотика, вызывающего в индивиде понижение самоконтроля. Использование наркотиков (как правило, пентиобарбитала и амобарбитала) применяется для выявления симуляции или мнимых болезней (вызванных истерией); они погружают субъекта в состояние полусна, способствующего неконтролируемым «признаниям». Некоторые психиатры считают, что таким образом можно раскрыть глубинные аффективные склонности субъекта и причину отклонений или «конфликтных» проблем, лежащих в основе невротического поведения. Во время второй мировой войны наркоанализ использовался немецкой полицией, чтобы добиться признаний у заключенных, членов Сопротивления, истинных или подозреваемых разведчиков. Это называлось «сывороткой правды». В действительности этот процесс обладает отнюдь не стопроцентной эффективностью: сильный и решительный человек может сохранять определенный самоконтроль и не выдать тайну. Кроме того, под оказываемым на него влиянием субъект может извратить факты и дать просто те ответы, которые от него ожидают. Орден адвокатов и Медицинская академия выступают против метода наркоанализа, покушающегося на целостность человеческой личности. В конечном счете следует различать полицейский допрос под наркоанализом (что осуждается) и психиатрический наркоанализ, позволяющий при гарантии сохранения медицинской тайны диагностировать психические заболевания и определить на благо индивида способ лечения, который может привести к положительным результатам.
НАРЦИССИЗМ: чрезмерное восхищение собственной персоной. Античная легенда рассказывает, что Нарцисс заме-
тил в воде источника свое собственное отражение, что привело его в состояние экстаза, и, отчаявшись от того, что он не может удержать это свое второе «Я», он умер от тоски. уществует патологический нарциссизм, имеющий место, когда субъект действительно влюбляется в самого себя и когда вся его эмоциональная энергия направлена на себя.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ: передача живым существом его индивидуальных свойств своим потомкам. Подавляющее большинство фактов наследственности стали известны и объяснены благодаря законам Менделя, и на сегодняшний день уже установлено, что качества, приобретенные в ходе жизни индивида, передаются лишь в том случае, если влекут за собой мутации на хромосомном уровне. По большей части свойства передаются через два поколения (дед—внук): если мы возьмем серую мышь и белую мышь, то первое родившееся от них поколение даст серых мышей, но второе уже может дать как серых, так и белых мышей. Наследственность и воспитание образуют две составляющие личности: метод сопоставления близнецов часто используется для выявления того, какую роль играет наследственность, а какую — воспитание в широком смысле этого слова (все обстоятельства, сопровождающие развитие, рост и жизнь индивида: количество и качество пищи, семейная, школьная, социальная среда и т.д.).
НАТИВИЗМ: психологическая теория, по которой представление о протяженности дано непосредственно вместе с ощущением, а не получено из опыта или умственной работы. Вышедший из теории Канта нативизм развивался Штумпфом, Панумом, Герингом, Мюллером, Джеймсом. Согласно нативизму, наши ощущения по природе своей будут более или менее «объемными». Зато другие философы, такие как Беркли, Вундт, Гельмгольц, признавая, что все наши представления самопроизвольно предполагают протяженность, тем не менее выводят восприятие глубины из работы по сравнению и адаптации, где ручное манипулирование объектами играет значительную роль. Вообще нативизм — разновидность «теории врожденных идей», противостоящей эмпиризму.
НАТОРИ (Пауль): немецкий философ (Дюссельдорф, 1854 — Марбург, 1924). Профессор Марбургского университета, принадлежал к движению, которое в качестве реакции на мистику посткантианских философов {Фихте, Гегель) провозгласило «возврат к Канту». Это движение получило название неокантианства или Марбургскоп школы. Интеллектуальные анализы Наторпа продолжают мысль Ланге, Зелера и особенно Германа Когена; они подготовили путь для феноменологии Гуссерля. Ншорп, в частности, автор сочинений: «Религия в пределах человеческого» (1894), «Философия, ее проблема и ее проблемы. Введение в критический идеализм» (1911), «Общая психология по критическому методу» (1912).
НАТУРАЛИЗМ: учение, отрицающее существование сверхъестественного. Философия Спенсера, как любая материалистическая философия, относится к материализму, объясняя происхождение природы и живых существ на основе имманентного и материального принципа жизни; натурализм отвергает идею божественного творения. Именно поэтому он может также принимать форму пантеизма: исследователи иногда сближают пантеизм Спинозы (Deus sive Natura) с натурфилософией Шеллинга и немецких романтиков (Новалиса, Якоби, Шлегеля). Однако здесь следует четко выделить пантеизм, относящийся к натурализму в собственном смысле слова. Он рассматривает материальную природу как абсолют и предполагает таким образом отрицание идеи Бога. Натурализм — это квинтэссенция материализма. С теологической точки зрения, натурализм — учение, утверждающее доброту человеческой природы и отрицающее необходимость благодати (сверхъестественное вмешательство). Церковь рассматривала подобные заявления как ересь. Наконец, в качестве социальной доктрины натурализм объясняет развитие человеческого общества на основе законов природы: климата, географии, биологии и т.д. (мальтузианство, «социальный дарвинизм»); он противостоит теориям, связывающим развитие истории с вмешательством провидения или рассматривающим ее как реализацию «божественного плана». Не следует путать философский натурализм с натурализмом в литературе (литературной шко-
лой, образовавшейся вокруг Эмиля Золя и провозгласившей форму эстетического реализма).
НАУКА: факт познания. Наука может обозначать как теоретическое знание (например, математика), так и практическое умение, технику. В более широком смысле термин может обозначать комплекс наук (то есть, если следовать классификации Конта: математику, астрономию, физику, химию, биологию и гуманитарные науки). История науки гласит, что первой возникшей наукой была математика (Древняя Греция и даже Древний Египет), а последней — гуманитарные науки. Если же мы посмотрим на науку с точки зрения ее объекта, то математика окажется самой простой наукой, а гуманитарная наука — социология — самой сложной. Философия науки называется эпистемологией. Различают науки о природе и науки о человеке (классификация Вильгельма Дильтея в Германии, Огюста Конта во Франции): первая группа включает в себя «аналитические» науки, цель которых — дать математическое выражение «законам», или постоянным отношениям между феноменами; вторая объединяет «понимающие» науки, основанные на чувстве, а не на объективном измерении. От философии наука отличается тем, что ее призвание — познание материи, тогда как призвание философии — познание духа (Бергсон), при этом «гуманитарные науки» (психология, социология) занимают промежуточное положение между наукой и философией в собственном смысле слова.
Формирование научных понятий. Процесс формирования знаний об универсуме образует объект эпистемологии — изучения научных методов. Как же образуется научное знание? Прежде всего, следует различать факт восприятия и научный факт. Например, Мальбранш («Разыскания истины», 1674) упоминает следующий факт восприятия: видимое увеличение луны, восходящей на горизонте; мы воспринимаем, что луна на горизонте больше, чем в зените. Однако измерение угла лунного круга с помощью компаса показывает, что и на горизонте, и в зените мы имеем одну и ту же луну. Следовательно, научный факт — это факт, математически измеренный, установленный раз и навсегда. Факт вос-
приятия обладает качественной характеристикой, научный факт — количественной. Возьмем для примера физическое понятие массы, сыгравшее решающую роль в развитии физики. Масса тела — это количество содержащейся в нем материи. Аристотель (384-322 до Р.Х.), опирающийся на факты восприятия, описывает тяжелое и легкое (в трактате «О небе», книга IV) как свойства, внутренне присущие телам: так, земля будет тяжелее воды, которая, в свою очередь, будет тяжелее воздуха. Телам самим по себе свойственно стремиться из того места, где они находятся, к их естественному месту, то есть к центру Земли; тела отличаются спонтанностью подобной психологической склонности (огонь устремляется вверх, а земля вниз). 20 веков спустя Галилей (1564-1642) заменил подобное восприятие научным наблюдением: он перешел к эксперименту, т.е. к повторяемости феноменов в одних и тех же условиях и их измерению. Наблюдая за падением тел с большой высоты, он заметил, что все тела падают с одинаковой»скоростью, и что лишь один феномен способен замедлять их движение — сопротивление воздуха. Он ввел новое понятие — «сила тяготения», но он связывал силу тяготения тел с их собственной, внутренне присущей им силой. Все еще не отличая понятие массы от понятия веса, он не мог объяснить, почему огромный булыжник падает не быстрее, чем маленький камушек. Тогда наука не способна была ответить и на другой вопрос: почему же Луна не падает на Землю? Различие между массой и весом ввел Ньютон (1642-1727). Он показал, что, хотя масса (количество материи) и является постоянной величиной, вес может быть разным. Он установил, что движение всех тел следует соотносить с притяжением массы Земли и ее влиянием на массы других тел и что эта сила притяжения пропорциональна массе тела и (на Земле) массе Земли и обратно пропорциональна квадрату расстояния, отделяющего тело от центра Земли. Так, например, поскольку Земля представляет собой не совершенную, но сплюснутую у полюсов сферу, вес одного и того же человека на полюсах будет больше, чем на экваторе. Так экспериментальным путем было доказано, что во время Олимпийских игр в Мехико в 1968 г. (на высоте 2 250 м над уровнем моря), независимо от низкого сопротивления воздуха, тела атлетов обладали меньшим ве-
сом и что на другой высоте над уровнем моря некоторые рекорды уже невозможно было повторить. На Луне, масса которой в 8 раз меньше массы Земли, человек, весящий на Земле 80 кг, будет весить 10 кг. Ньютон дает совершенно связное объяснение мира: сила, движущая звездами, — той же природы, что и сила притяжения земных тел. Так, измеряемые отношения между массой и весом позволили вывести закон всеобщей гравитации тел во Вселенной. В заключение следует сказать, что формирование научного понятия можно разделить на несколько этапов: 1) различие факта восприятия и научного (измеряемого) факта; 2) научное налюдение и эксперимент; 3) классификация фактов (поиск свойств, общих для группы фактов, объектов или опытов);
4) гипотеза, представляющая собой предвосхищение зако
на и позволяющая направить наблюдение в нужное русло;
5) закон, устанавливающий постоянные отношения между
феноменами и объединяющий факты наблюдения; 6) тео
рия, объединяющая законы и объясняющая систему уни
версума (например, теория гравитации Ньютона или теория
относительности Эйнштейна (1879-1955). Используемый
здесь метод — это метод индукции, перехода от частного к
общему. См. Классификация (наук), Понимание, Эписте
мология.
«НАУКОУЧЕНИЕ»: произведение Фихте, развивающее его теорию оснований нашего знания (первое изложение в 1794 г., новые варианты в 1801, 1804, 1812 гг.). Вариант 1794 г., наиболее известный, представляет собой философию «абсолютного "Я"»: поскольку понимание — это всегда понимание, исходящее от собственного «Я», то понять все вещи — это значит сообщить «Я» абсолютную реальность. Это учение, делающее крайние выводы из критического метода саморефлексии, развивалось в 1801 г. и достигает своего апогея в 1804 г. в теории Бога, или абсолюта, как совершенно рациональной реальности, доступной для человеческого ума. Гегель отнес «Наукоучение» Фихте к числу трех крупнейших событий века, вторым из которых была Французская революция 1789 г., а третьим — роман Гёте «Вильгельм Мейстер». «Наукоучение» оказало заметное влияние на Шеллинга и на «Логику» и «Феноменологию»
Гегеля. Наконец, большинство его тем (не-знание, основание знания, абсолютное бытие как присутствие и не-пред-ставление и т.д.) находят отзвук в современных доктринах (экзистенциализм, теория свободы у Сартра, онтология Хайдеггера и т.д.).
НАУЧНЫЙ (дух): предрасположенность мысли к науке, то есть к объективному и универсальному познанию. Его
называют также позитивным духом. Его идеал — заменить восприятие вещей познанием их законов: «постоянных отношений» между феноменами.
Формирование научного духа. Научный дух характерен для науки, т.е. для объективного познания. Он приемлет лишь контролируемые факты и ясные идеи и всюду вносит потребность в доказательстве. Он исключает субъективное, то есть верования, страсти, относительность нашего чувственного познания. Отличается от религиозного духа, ставящего веру выше разума и направленногоьна сверхъестественные объекты и опирающегося на традицию; от эстетического, или художественного духа, взывающего к чувственности и к творческому воображению. Научный дух — это по сути своей «критический дух в приложении к позитивному объекту» (Конт, «Курс позитивной философии», 1830-1842). Научное объяснение противостоит мистическому, объясняющему феномены через вмешательство одной или нескольких сверхъестественных сил, таких как мана в полинезийских обществах. В «Курсе позитивной философии» Конт описывает три стадии движения человечества к научному духу*. Первая — «теологическая стадия», когда мы объясняем тот или иной феномен вмешательством сверхъестественных сил. Вторая — «метафизическая стадия», когда мы объясняем феномен абстрактными словами; речь идет о рациональном, но чисто формальном объяснении, взывающем к Богу, судьбе, предустановленной гармонии. Часто приводимый пример: «Почему мак наводит сон? В силу своей способности усыплять». Ничего не объясняется, но всему дается название. Третья — «позитивная стадия», когда мы объясняем феномен на основе его отношений с другими феноменами, т.е. на основе законов. Конт предложил свою классификацию наук, в зависимости от-прогресса научного духа. Пер-
вые, ставшие в античности позитивными, науки — математика, затем астрономия; к XVII в. к ним присоединились физика и химия; к концу XVIII и XIX вв. — биология; и наконец, с Контом (1798-1857) — наука о человеке, которую он называет социологией, или наукой о «социальных фактах». Эта классификация идет от простого к сложному. Приложение математики к наукам о человеке, практикуемое, например, при изучении рекламы (на определенной ступени реклама лишь весьма незначительно повышает уровень продаж, а при слишком навязчивом ее применении может даже вызвать снижение уровня продаж), характерно для XX в. Башляр писал по этому поводу в книге «Новый научный дух» (1934): «Математика спустилась с неба на землю»; ведь сначала ее применяли для изучения звездного неба, и лишь совсем недавно стали применять для изучения Земли и живущих на ней людей.
НАЦЕЛЕННОСТЬ: направление взгляда или, в более общем смысле, внимание духа. Этот термин, используемый в феноменологии Гуссерля, означает умственный акт, соотносимый с объектом; синонимично «интенции» или интенцио-нальности. Нацеленность может быть «полной», когда наш духовный поиск находит соответствующий нашим заботам реальный объект: когда «интенция» встречает реальное восприятие, она становится «полной интенцией»; если же речь идет просто об идее или образе, то она может быть «пустой».
НАЦИЯ: с XVIII в. — совокупность граждан, которые добровольно желают жить сообща. Нация отличается от государства (организма управления и администрации): нация — это совокупность индивидов всех классов, обладающих всеобщим избирательным правом на референдумах и выборах. Это понятие охватывает собой все социальное тело целиком. Государство и правительство, в принципе и при наилучшем положении вещей, лишь представляют нацию и реализуют ее волю и основные требования. О «представительном» национальном государстве речь может идти лишь в демократических странах, где возможны свободные выборы и где граждане избавлены от полицейского режима однопартийной системы.
НЕВРАСТЕНИК: характер усталого или подавленного индивида. Термин уже устарел, и сегодня мы говорим скорее о депрессии. Неврастения — это невроз, т.е. психическое отклонение, при котором субъект жалуется на различные боли (головы, позвоночника, желудочные, сердечные боли и т.д.), тогда как соответствующее им органическое заболевание отсутствует. Как правило, сопровождается чувством физической усталости, особенно сильным в момент пробуждения, и психической «утомляемостью», отвращающей субъекта от любого усилия, даже от простого внимания. Кроме того, неврастеник обычно оказывается беспокойным, всегда скучающим и раздражительным. Больному нужно пройти лечение отдыхом (во всяком случае следует остерегаться поспешных медицинских заключений, указывающих на отсутствие видимого органического заболевания и пытающихся найти зародыш или существование скрытого заболевания, которое якобы может привести к серьезным последствиям).
НЕВРОЗ: умственное заболевание, для которого характерно ясное сознание, болезненно чувствительное к психическим конфликтам. Отсутствие бреда или умственной отсталости отличает невроз от психоза, который представляет собой гораздо более серьезное заболевание и для которого характерен разрыв отношений с другим, тогда как невроз предполагает лишь некоторое «ухудшение» подобных отношений. Наконец, невроз не соотносится ни с каким точным анатомическим заболеванием. Существует четыре основных способа объяснения невроза: 1) социо-генетичес-кая теория связывает невроз с «социальным давлением» (неврозы более распространены в пуританских или особо ригористических обществах, когда естественные склонности индивида неумолимо сталкиваются с социальными условностями: с подобными конфликтами связаны, например, склонность к самобичеванию или «неврозы наваждения»); 2) теория Павлова связывает невроз с избытком внешних связей и требований (беспокойная жизнь городов, чрезмерный труд или различные задачи); подобная теория естественным образом недооценивает индивидуальный аспект неврозов; 3) по теории Жане, развитие личности проходит через