Дидье жюлиа. Философский словарь: пер. С франц. – М. : междунар. Отношения, 2000. - 544 С. 7 страница

МУНЬЕ (Эммануэль): французский философ и писатель (Гре­нобль, 1905 — Шатне-Малабри, 1950). Из произведений Пеги почерпнул идею синтеза христианства и социа­лизма, который он назвал персонализмом: его принцип — поддержание «примата человеческой личности над мате­риальными нуждами и над коллективными аппаратами, поддерживающими ее развитие». Для этого нужно, чтобы философ участвовал в реальной жизни и истории. Мунье оставляет университет и отказывается от несколько отвле­ченной работы преподавателя, чтобы основать в 1932 г. жур­нал «Эспри». Его две максимы — это «быть самим собой» (пробуждение личности) и работать над улучшением ус-

ловий общественной жизни (педагогика общинной жизни). Его сочинения: «Персоналистская и общинная революция» (1935), «Христианское столкновение» (1944), «Условная свобода» (1946), «Трактат о характере» (1946), «Что такое персонализм?» (1947), «Введение в экзистенциализм» (1947), «Персонализм» (1949), «Надежда отчаявшихся» (1953), «Привлечение веры» (1958).

МУР (Джордж Эдуард): британский философ (Лондон, 1873 — Кембридж, 1958). Его главное произведение «Principia ethi- са» (1903) помогает проследить влияние Канта и Гегеля на британскую философию: он заимствует у них идею, что благо — это объект непосредственной интуиции, управляе­мой силой желания, которое может служить и источником заблуждения. Он написал также: «Philosophical Studies» (1922), «Some Main Problems of Philosophy» (1953).

МУТАЦИЯ: внезапное изменение в организме, сразу же передающееся по наследству. У изолированных индиви­дов мутации происходят внезапно и чаще всего без видимой причины; они вызваны модификацией генов или хромосом. Именно так, например, в 1894 г. внезапно появились цве­ты георгины. Теория, объясняющая мутациями эволюцию видов, называется «мутационизм», основанный Уаллесом и Вейсманом, разрабатывавшийся де Врие и окончательно утвержденный законами Менделя (доказывающими насле­дование изменений, образованных хромосомными мутация­ми, и опровергающими наследование телесных свойств, вызванных контактом с окружающей средой). Хотя мута­ционизм обладает подлинно научным фундаментом, он слишком многое вверяет случаю и не способен объяснить «орто генетический» характер общей эволюции видов (то есть то, что виды эволюционируют всегда «в одном и том же направлений»). Подобно ламаркизму или дарвинизму, мута­ционизм также не позволяет полностью понять механизм эволюции.

«МЫСЛИ»: название, под которым в 1670 г. были опубликова­ны разрозненные записи Паскаля, собираемые им для объем­ного труда, посвященного Апологии христианской религии.

Болезнь и смерть автора прервали работу над этим произве­дением. Паскаль в нем обращается к «вольнодумцу», в кото­ром он хочет пробудить беспокойство, показав ему нищету человека, лишенного Бога. Для этого он использует силу убеждения (дух тонкости) и доказательства (дух геометрии). Паскаль описывает положение человека между двумя беско­нечностями (бесконечно большим и бесконечно малым), препятствие для истинного размышления, созданное «себя­любием» и предрассудками, и бегство человека от нищеты условий своего существования в «развлечение». Однако, не­смотря на нищету, человек велик своим духом; это «трост­ник, но мыслящий тростник». Бездна величия и малости, ни ангел, ни зверь, но живая загадка, человек может найти объяснение самого себя лишь в религии. Чтобы войти в нее, нужно держать пари, сделав ставку на Бога. Произведение завершается сияющим образом Сына Божия, мистикой серд­ца, у которого «свои резоны, неизвестные разуму». Именно здесь последний предел любой христианской жизни. Эта восхитительная книга породила после себя массу вдохновен­ных комментариев.

МЫСЛЬ: все то, что мы осознаем. В более узком смыс­ле мысль означает акт размышления (мыслить — значит судить, по выражению Канта) или продукт рефлексии («Мысли» Паскаля). Проблема природы и источника наших мыслей, представляющая собой последний вопрос всякой рефлексии, напрямую затрагивалась лишь Спинозой (во вто­рой книге «Этики»), Фихте (в «Наукоучении») и Хайдегге-ром (в «Что значит мыслить?»). Нам представляется, что анализ человеческой мысли и ее саморефлексия — наиболее прямой путь познания абсолютного бытия или Бога. Строго говоря, следует различать понятия «мысль», которая реф-лективна, и познание, которое направлено непосредственно на реальный объект (мир, люди и т.д.) и необязательно пред­полагает рефлексию.

н

НАБЕР (Жан): французский философ (Изо, Изер, 1881 —Лок-тюди, Финистер, 1960). Преподавал в лицеях в Сен-Ло(1908), Бресте (1910), Меце (1919) и в лицее Анри IV в Париже (1925). Его философия, представляющая собой размышление о че­ловеческом сознании, развивалась под двойным влиянием — кантианской философии (изложенной, в частности, в пер­вой философии Фихте) и философии Бергсона. У первого он заимствовал строгость рефлексии, а у второго — чувство внутренней полноты. «Внутренний опыт свободы» (1924) обнаруживает по ту сторону любого рассуждения и даже ин­теллектуальной интуиции «первичный опыт» воли, что яв­ляется испытанием свободы и основой для любого обос­нования свободы. «Элементы этики» (1943) углубляют его рефлексию об этом первичном утверждении воли, которая остается для Набера материей и источником его философии. «Очерк о зле» (1955) развивает его мысль в направлении метафизики «неоправданной» стороны мира и жизни; на­конец, заметка «Божественное и Бог» («Философические очерки», сентябрь 1959) пытается привести к высшему син­тезу философию поступка и философию бытия. Кроме того, он написал статью «Внутренний опыт Канта» («Журнал ме­тафизики и морали», 1924).

НАБЛЮДЕНИЕ: внимательное восприятие. Наблюдение — это поиск отличительных черт той или иной вещи, и, в ка­честве такового, первый этап любого научного познания. По Ф. Бэкону иДж.Ст. Миллю, вторым этапом будет «гипоте­за», с помощью которой мы переходим от наблюдения фак­тов • к изложению законов; третьим этапом будет верифи-

кация. Различают естественное наблюдение, состоящее в простом восприятии вещей (наблюдение природных явле­ний противостоит эксперименту), и научное наблюдение, состоящее в чтении показаний измерительных приборов (термометра, барометра и т.д.) и требующее определенного эксперимента. Вообще любое наблюдение предполагает оп­ределенный интерес и определенные знания: наблюдение никогда не будет пассивным, и мы замечаем вещи или свой­ства лишь в зависимости от нашей умственной предраспо­ложенности и от наших знаний. Именно поэтому между ес­тественным и научным наблюдением существует не столько природное различие, сколько простая разница в степени.

НАВАЖДЕНИЕ: идея-фикс, возникающая в уме помимо воли. Теологи сознательно представляют наваждение как воздействие беса, изводящего индивида постоянными иску­шениями (наваждение, однако, отличается от реальной «одер­жимости» бесом, приводящей к бреду и безумию). Проти­воречивый и депрессивный характер наваждения, чувство абсурдности, возникающее в результате диспропорции меж­ду идеей и интересом, который мы к ней испытываем, как раз и образуют наваждение. Различают три широко распро­страненных типа наваждения: 1) идеативное наваждение, направленное на моральную идею (щепетильность, идея ви­новности, ощущение того, что мы плохо поступили), на ме­тафизическую идею (Бог, постоянная мысль о смерти) или на какую-либо еще идею, например — идею чисел (посто­янное представление чисел называется «арифмоманией»); 2) фобическое наваждение (от гр. phobos — страх) — такое, как страх покраснеть на публике, страх оказаться в смешном положении, боязнь булавок, ножей и т.д.; 3) на­важдение-импульс, когда субъект боится совершить посту­пок, к которому он чувствует психологическое побуждение; это случай молодой матери, которая постоянно боится убить своего ребенка именно потому, что она чувствует побужде­ние это сделать. См. Невроз (наваждения).

И АВИЛЬ (Пьер): французский социолог (р. Париж, 1904). Спе­циалист по социологии труда, заинтересовался проблемами профессионального образования и общественными послед-

ствиями автоматизации. Его основные работы: «Революция и интеллектуалы» (1927), «Психология, наука о поведении» (1942), «Жизнь труда и ее проблемы» (1954), «Автоматиза­ция и человеческий труд» (1961), «Генезис социологии тру­да у Маркса и Энгельса» (1967), «Социология сегодня» (1982). Вместе с Фридманом издал «Трактат по социологии труда» (1962, 2 тома).

НАГАРДЖУНА: буддистский философ, выходец с юга Индии, преимущественно легендарная фигура (кон. I — нач. II в. после Р.Х.). Но легенда создана вокруг действительно гени­ального человека, который решающим образом повлиял на ориентацию направления Махаяны в буддизме.

НАКАЗАНИЕ (санкция): изначально установленное зако­ном наказание за проступок. В более общем смысле санкция означает как наказание, так и благодарность за поступок, в зависимости от того, будет ли он вредо­носным или благожелательным. Различают наказание мнением (закон чести), легальное, религиозное, субъектив­ное наказание (упреки совести или чувство искупления).-Наказание поднимает моральную проблему: ведь с точки зрения морали мы имеем дело с «провинностью», которая совершена определенным «лицом» и которую нужно «иску­пить»; легальное или физическое наказание в практическом смысле не имеет никакой моральной ценности. Однако оно имеет прежде всего социальный смысл, потому что, с точки зрения общества, мы имеем дело с «преступлениями», со­вершенными «индивидами», от которых следует охранять общество: следовательно, судья постарается сделать из них «пример». Современное правосудие нередко пытается за­менить чистое и простое наказание за правонарушения, осо­бенно совершенные подростками, перевоспитанием или психологической помощью: часто преступник — человек, который не может приспособиться к среде, или бунтарь, и ответственность за него несет все общество в целом.

НАПРЯЖЕНИЕ И ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ: обязанность, побуждение индивида к чему-либо и его последствия.

% Психологическая проблема напряжения и особенно пере­напряжения обусловлена многочисленностью обязанностей

(социальных, профессиональных, семейных и т.д.), одновре­менно воздействующих на сознание индивида и вызываю­щих нервное напряжение. Перенапряжение — феномен, особенно характерный для современной жизни, — выража­ется, в частности, в повышенной раздражительности, голов­ных болях, пониженной производительности труда; оно тре­бует «лечения отдыхом».

НАРКОАНАЛИЗ: процесс анализа бессознательного по­средством введения в организм наркотика, вызывающе­го в индивиде понижение самоконтроля. Использование наркотиков (как правило, пентиобарбитала и амобарбитала) применяется для выявления симуляции или мнимых бо­лезней (вызванных истерией); они погружают субъекта в состояние полусна, способствующего неконтролируемым «признаниям». Некоторые психиатры считают, что таким образом можно раскрыть глубинные аффективные склон­ности субъекта и причину отклонений или «конфликтных» проблем, лежащих в основе невротического поведения. Во время второй мировой войны наркоанализ использовался немецкой полицией, чтобы добиться признаний у заключен­ных, членов Сопротивления, истинных или подозреваемых разведчиков. Это называлось «сывороткой правды». В дейст­вительности этот процесс обладает отнюдь не стопроцент­ной эффективностью: сильный и решительный человек может сохранять определенный самоконтроль и не выдать тайну. Кроме того, под оказываемым на него влиянием субъект может извратить факты и дать просто те ответы, ко­торые от него ожидают. Орден адвокатов и Медицинская академия выступают против метода наркоанализа, покушаю­щегося на целостность человеческой личности. В конечном счете следует различать полицейский допрос под наркоана­лизом (что осуждается) и психиатрический наркоанализ, позволяющий при гарантии сохранения медицинской тайны диагностировать психические заболевания и определить на благо индивида способ лечения, который может привести к положительным результатам.

НАРЦИССИЗМ: чрезмерное восхищение собственной пер­соной. Античная легенда рассказывает, что Нарцисс заме-

тил в воде источника свое собственное отражение, что при­вело его в состояние экстаза, и, отчаявшись от того, что он не может удержать это свое второе «Я», он умер от тоски. уществует патологический нарциссизм, имеющий место, когда субъект действительно влюбляется в самого себя и когда вся его эмоциональная энергия направлена на себя.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ: передача живым существом его индивидуальных свойств своим потомкам. Подавляющее большинство фактов наследственности стали известны и объяснены благодаря законам Менделя, и на сегодняшний день уже установлено, что качества, приобретенные в ходе жизни индивида, передаются лишь в том случае, если влекут за собой мутации на хромосомном уровне. По большей части свойства передаются через два поколения (дед—внук): если мы возьмем серую мышь и белую мышь, то первое ро­дившееся от них поколение даст серых мышей, но второе уже может дать как серых, так и белых мышей. Наследствен­ность и воспитание образуют две составляющие личнос­ти: метод сопоставления близнецов часто используется для выявления того, какую роль играет наследственность, а ка­кую — воспитание в широком смысле этого слова (все об­стоятельства, сопровождающие развитие, рост и жизнь ин­дивида: количество и качество пищи, семейная, школьная, социальная среда и т.д.).

НАТИВИЗМ: психологическая теория, по которой пред­ставление о протяженности дано непосредственно вместе с ощущением, а не получено из опыта или ум­ственной работы. Вышедший из теории Канта нативизм развивался Штумпфом, Панумом, Герингом, Мюллером, Джеймсом. Согласно нативизму, наши ощущения по приро­де своей будут более или менее «объемными». Зато другие философы, такие как Беркли, Вундт, Гельмгольц, призна­вая, что все наши представления самопроизвольно предпо­лагают протяженность, тем не менее выводят восприятие глубины из работы по сравнению и адаптации, где ручное манипулирование объектами играет значительную роль. Вообще нативизм — разновидность «теории врожденных идей», противостоящей эмпиризму.

НАТОРИ (Пауль): немецкий философ (Дюссельдорф, 1854 — Марбург, 1924). Профессор Марбургского университета, принадлежал к движению, которое в качестве реакции на мистику посткантианских философов {Фихте, Гегель) про­возгласило «возврат к Канту». Это движение получило на­звание неокантианства или Марбургскоп школы. Ин­теллектуальные анализы Наторпа продолжают мысль Ланге, Зелера и особенно Германа Когена; они подготовили путь для феноменологии Гуссерля. Ншорп, в частности, автор сочинений: «Религия в пределах человеческого» (1894), «Философия, ее проблема и ее проблемы. Введение в крити­ческий идеализм» (1911), «Общая психология по критичес­кому методу» (1912).

НАТУРАЛИЗМ: учение, отрицающее существование сверхъестественного. Философия Спенсера, как любая материалистическая философия, относится к материализ­му, объясняя происхождение природы и живых существ на основе имманентного и материального принципа жизни; на­турализм отвергает идею божественного творения. Именно поэтому он может также принимать форму пантеизма: ис­следователи иногда сближают пантеизм Спинозы (Deus sive Natura) с натурфилософией Шеллинга и немецких романти­ков (Новалиса, Якоби, Шлегеля). Однако здесь следует чет­ко выделить пантеизм, относящийся к натурализму в соб­ственном смысле слова. Он рассматривает материальную природу как абсолют и предполагает таким образом отри­цание идеи Бога. Натурализм — это квинтэссенция мате­риализма. С теологической точки зрения, натурализм — учение, утверждающее доброту человеческой природы и отрицающее необходимость благодати (сверхъестествен­ное вмешательство). Церковь рассматривала подобные заяв­ления как ересь. Наконец, в качестве социальной доктрины натурализм объясняет развитие человеческого общества на основе законов природы: климата, географии, биологии и т.д. (мальтузианство, «социальный дарвинизм»); он противо­стоит теориям, связывающим развитие истории с вмешатель­ством провидения или рассматривающим ее как реализацию «божественного плана». Не следует путать философский на­турализм с натурализмом в литературе (литературной шко-

лой, образовавшейся вокруг Эмиля Золя и провозгласив­шей форму эстетического реализма).

НАУКА: факт познания. Наука может обозначать как тео­ретическое знание (например, математика), так и практи­ческое умение, технику. В более широком смысле термин может обозначать комплекс наук (то есть, если следовать классификации Конта: математику, астрономию, физи­ку, химию, биологию и гуманитарные науки). История нау­ки гласит, что первой возникшей наукой была математика (Древняя Греция и даже Древний Египет), а последней — гуманитарные науки. Если же мы посмотрим на науку с точ­ки зрения ее объекта, то математика окажется самой прос­той наукой, а гуманитарная наука — социология — самой сложной. Философия науки называется эпистемологией. Различают науки о природе и науки о человеке (классифи­кация Вильгельма Дильтея в Германии, Огюста Конта во Франции): первая группа включает в себя «аналитические» науки, цель которых — дать математическое выражение «законам», или постоянным отношениям между феноме­нами; вторая объединяет «понимающие» науки, основанные на чувстве, а не на объективном измерении. От философии наука отличается тем, что ее призвание — познание ма­терии, тогда как призвание философии — познание духа (Бергсон), при этом «гуманитарные науки» (психология, со­циология) занимают промежуточное положение между нау­кой и философией в собственном смысле слова.

Формирование научных понятий. Процесс формирования знаний об универсуме образует объект эпистемологии — изучения научных методов. Как же образуется научное зна­ние? Прежде всего, следует различать факт восприятия и научный факт. Например, Мальбранш («Разыскания исти­ны», 1674) упоминает следующий факт восприятия: види­мое увеличение луны, восходящей на горизонте; мы воспри­нимаем, что луна на горизонте больше, чем в зените. Однако измерение угла лунного круга с помощью компаса показыва­ет, что и на горизонте, и в зените мы имеем одну и ту же луну. Следовательно, научный факт — это факт, математичес­ки измеренный, установленный раз и навсегда. Факт вос-

приятия обладает качественной характеристикой, научный факт — количественной. Возьмем для примера физическое понятие массы, сыгравшее решающую роль в развитии физи­ки. Масса тела — это количество содержащейся в нем мате­рии. Аристотель (384-322 до Р.Х.), опирающийся на факты восприятия, описывает тяжелое и легкое (в трактате «О небе», книга IV) как свойства, внутренне присущие телам: так, земля будет тяжелее воды, которая, в свою очередь, бу­дет тяжелее воздуха. Телам самим по себе свойственно стре­миться из того места, где они находятся, к их естественному месту, то есть к центру Земли; тела отличаются спонтан­ностью подобной психологической склонности (огонь уст­ремляется вверх, а земля вниз). 20 веков спустя Галилей (1564-1642) заменил подобное восприятие научным наблю­дением: он перешел к эксперименту, т.е. к повторяемости феноменов в одних и тех же условиях и их измерению. На­блюдая за падением тел с большой высоты, он заметил, что все тела падают с одинаковой»скоростью, и что лишь один феномен способен замедлять их движение — сопротивление воздуха. Он ввел новое понятие — «сила тяготения», но он связывал силу тяготения тел с их собственной, внутренне присущей им силой. Все еще не отличая понятие массы от понятия веса, он не мог объяснить, почему огромный булыж­ник падает не быстрее, чем маленький камушек. Тогда наука не способна была ответить и на другой вопрос: почему же Луна не падает на Землю? Различие между массой и весом ввел Ньютон (1642-1727). Он показал, что, хотя масса (ко­личество материи) и является постоянной величиной, вес может быть разным. Он установил, что движение всех тел следует соотносить с притяжением массы Земли и ее влия­нием на массы других тел и что эта сила притяжения про­порциональна массе тела и (на Земле) массе Земли и об­ратно пропорциональна квадрату расстояния, отделяющего тело от центра Земли. Так, например, поскольку Земля пред­ставляет собой не совершенную, но сплюснутую у полюсов сферу, вес одного и того же человека на полюсах будет боль­ше, чем на экваторе. Так экспериментальным путем было доказано, что во время Олимпийских игр в Мехико в 1968 г. (на высоте 2 250 м над уровнем моря), независимо от низкого сопротивления воздуха, тела атлетов обладали меньшим ве-

сом и что на другой высоте над уровнем моря некоторые рекорды уже невозможно было повторить. На Луне, масса которой в 8 раз меньше массы Земли, человек, весящий на Земле 80 кг, будет весить 10 кг. Ньютон дает совершенно связное объяснение мира: сила, движущая звездами, — той же природы, что и сила притяжения земных тел. Так, изме­ряемые отношения между массой и весом позволили вывести закон всеобщей гравитации тел во Вселенной. В заключе­ние следует сказать, что формирование научного понятия можно разделить на несколько этапов: 1) различие факта восприятия и научного (измеряемого) факта; 2) научное на­людение и эксперимент; 3) классификация фактов (поиск свойств, общих для группы фактов, объектов или опытов);

4) гипотеза, представляющая собой предвосхищение зако­
на и позволяющая направить наблюдение в нужное русло;

5) закон, устанавливающий постоянные отношения между
феноменами и объединяющий факты наблюдения; 6) тео­
рия, объединяющая законы и объясняющая систему уни­
версума
(например, теория гравитации Ньютона или теория
относительности Эйнштейна (1879-1955). Используемый
здесь метод — это метод индукции, перехода от частного к
общему. См. Классификация (наук), Понимание, Эписте­
мология.

«НАУКОУЧЕНИЕ»: произведение Фихте, развивающее его теорию оснований нашего знания (первое изложение в 1794 г., новые варианты в 1801, 1804, 1812 гг.). Вариант 1794 г., наиболее известный, представляет собой филосо­фию «абсолютного "Я"»: поскольку понимание — это всегда понимание, исходящее от собственного «Я», то понять все вещи — это значит сообщить «Я» абсолютную реальность. Это учение, делающее крайние выводы из критического метода саморефлексии, развивалось в 1801 г. и достигает своего апогея в 1804 г. в теории Бога, или абсолюта, как совершенно рациональной реальности, доступной для чело­веческого ума. Гегель отнес «Наукоучение» Фихте к числу трех крупнейших событий века, вторым из которых была Французская революция 1789 г., а третьим — роман Гёте «Вильгельм Мейстер». «Наукоучение» оказало заметное влияние на Шеллинга и на «Логику» и «Феноменологию»

Гегеля. Наконец, большинство его тем (не-знание, основа­ние знания, абсолютное бытие как присутствие и не-пред-ставление и т.д.) находят отзвук в современных доктринах (экзистенциализм, теория свободы у Сартра, онтология Хайдеггера и т.д.).

НАУЧНЫЙ (дух): предрасположенность мысли к науке, то есть к объективному и универсальному познанию. Его

называют также позитивным духом. Его идеал — заменить восприятие вещей познанием их законов: «постоянных от­ношений» между феноменами.

Формирование научного духа. Научный дух характерен для науки, т.е. для объективного познания. Он приемлет лишь контролируемые факты и ясные идеи и всюду вносит потребность в доказательстве. Он исключает субъективное, то есть верования, страсти, относительность нашего чувст­венного познания. Отличается от религиозного духа, ставяще­го веру выше разума и направленногоьна сверхъестественные объекты и опирающегося на традицию; от эстетического, или художественного духа, взывающего к чувственности и к творческому воображению. Научный дух — это по сути сво­ей «критический дух в приложении к позитивному объекту» (Конт, «Курс позитивной философии», 1830-1842). Науч­ное объяснение противостоит мистическому, объясняюще­му феномены через вмешательство одной или нескольких сверхъестественных сил, таких как мана в полинезийских обществах. В «Курсе позитивной философии» Конт опи­сывает три стадии движения человечества к научному духу*. Первая — «теологическая стадия», когда мы объясняем тот или иной феномен вмешательством сверхъестественных сил. Вторая — «метафизическая стадия», когда мы объясняем феномен абстрактными словами; речь идет о рациональном, но чисто формальном объяснении, взывающем к Богу, судь­бе, предустановленной гармонии. Часто приводимый при­мер: «Почему мак наводит сон? В силу своей способности усыплять». Ничего не объясняется, но всему дается назва­ние. Третья — «позитивная стадия», когда мы объясняем феномен на основе его отношений с другими феноменами, т.е. на основе законов. Конт предложил свою классифика­цию наук, в зависимости от-прогресса научного духа. Пер-

вые, ставшие в античности позитивными, науки — матема­тика, затем астрономия; к XVII в. к ним присоединились физика и химия; к концу XVIII и XIX вв. — биология; и наконец, с Контом (1798-1857) — наука о человеке, кото­рую он называет социологией, или наукой о «социальных фактах». Эта классификация идет от простого к сложному. Приложение математики к наукам о человеке, практикуе­мое, например, при изучении рекламы (на определенной сту­пени реклама лишь весьма незначительно повышает уро­вень продаж, а при слишком навязчивом ее применении может даже вызвать снижение уровня продаж), характерно для XX в. Башляр писал по этому поводу в книге «Новый научный дух» (1934): «Математика спустилась с неба на зем­лю»; ведь сначала ее применяли для изучения звездного неба, и лишь совсем недавно стали применять для изучения Земли и живущих на ней людей.

НАЦЕЛЕННОСТЬ: направление взгляда или, в более об­щем смысле, внимание духа. Этот термин, используемый в феноменологии Гуссерля, означает умственный акт, соотно­симый с объектом; синонимично «интенции» или интенцио-нальности. Нацеленность может быть «полной», когда наш духовный поиск находит соответствующий нашим заботам реальный объект: когда «интенция» встречает реальное вос­приятие, она становится «полной интенцией»; если же речь идет просто об идее или образе, то она может быть «пустой».

НАЦИЯ: с XVIII в.совокупность граждан, которые добровольно желают жить сообща. Нация отличается от государства (организма управления и администрации): на­ция — это совокупность индивидов всех классов, обладаю­щих всеобщим избирательным правом на референдумах и выборах. Это понятие охватывает собой все социальное тело целиком. Государство и правительство, в принципе и при наилучшем положении вещей, лишь представляют нацию и реализуют ее волю и основные требования. О «представи­тельном» национальном государстве речь может идти лишь в демократических странах, где возможны свободные выбо­ры и где граждане избавлены от полицейского режима одно­партийной системы.

НЕВРАСТЕНИК: характер усталого или подавленного индивида. Термин уже устарел, и сегодня мы говорим скорее о депрессии. Неврастения — это невроз, т.е. психическое отклонение, при котором субъект жалуется на различные боли (головы, позвоночника, желудочные, сердечные боли и т.д.), тогда как соответствующее им органическое заболе­вание отсутствует. Как правило, сопровождается чувством физической усталости, особенно сильным в момент пробуж­дения, и психической «утомляемостью», отвращающей субъ­екта от любого усилия, даже от простого внимания. Кроме того, неврастеник обычно оказывается беспокойным, всегда скучающим и раздражительным. Больному нужно пройти лечение отдыхом (во всяком случае следует остерегаться поспешных медицинских заключений, указывающих на отсутствие видимого органического заболевания и пытаю­щихся найти зародыш или существование скрытого забо­левания, которое якобы может привести к серьезным по­следствиям).

НЕВРОЗ: умственное заболевание, для которого харак­терно ясное сознание, болезненно чувствительное к психическим конфликтам. Отсутствие бреда или умствен­ной отсталости отличает невроз от психоза, который пред­ставляет собой гораздо более серьезное заболевание и для которого характерен разрыв отношений с другим, тогда как невроз предполагает лишь некоторое «ухудшение» подоб­ных отношений. Наконец, невроз не соотносится ни с каким точным анатомическим заболеванием. Существует четыре основных способа объяснения невроза: 1) социо-генетичес-кая теория связывает невроз с «социальным давлением» (неврозы более распространены в пуританских или особо ригористических обществах, когда естественные склоннос­ти индивида неумолимо сталкиваются с социальными услов­ностями: с подобными конфликтами связаны, например, склонность к самобичеванию или «неврозы наваждения»); 2) теория Павлова связывает невроз с избытком внешних связей и требований (беспокойная жизнь городов, чрезмер­ный труд или различные задачи); подобная теория естествен­ным образом недооценивает индивидуальный аспект невро­зов; 3) по теории Жане, развитие личности проходит через


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: