ЛОГИЦИЗМ: философская доктрина, сводящая все науки к математической форме и превращающая саму мате матику в логический инструмент. Один из основателей логицизма — Бертран Рассел.
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ: выражение появилось в 1930 г. для обозначения философии логического или лингвистического анализа, возникшей в Великобритании в начале XX в. под влиянием Мора и Рассела. Эта философия анализа была подхвачена австрийскими философами Витгенштейном и Дж. Уисдомом. Пик ее славы приходится на промежуток между двумя войнами и связан с именами членов Венского кружка (Шлик, Карнап, Рейхенбах, Нейрат, Крафт, Гемпель), сделавших из нее критику метафизики. Она развивалась также в Польше (Котарбиньский, Лестнев-ский, Тарский). Сегодня этот стиль философствования уже завоевал американскую мысль (Куайн, Гудмен), пытается завоевать германские и северные страны (Аквист, фон Райт, Хинтикка и Хилпинен) и оказывал влияние даже на советскую мысль. Если верить Вюйемену, он представляет собой на сегодняшний день единственную действительно живую философию (к тому же оставшуюся за пределами университетской французской философии, которая плохо его знает). Логический позитивизм считает, что только логический анализ может доказать связность и истинность изложенного. Анализ знания — это ни в коей мере не углубление психологических данных (как у Лашелъе, Ланьо или Бергсона). Физик, отклоняющийся от установленных принципов надежных следствий, прежде всего пытается вычислять: «Он не должен обязательно верить в истинность выводимых им формул; ни даже познавать их в банальном смысле этого слова. Достаточно будет, если он корректно их построит. Истине формулы остается, следовательно, лишь озарить наш разум или поддержать нашу волю» (Вакс). Это «познание без познающего субъекта», вытекающее из диалектики понятий, а не из активности субъекта, составляет главный объект логического позитивизма, сконцентрировавшего свои поиски вокруг понятия смысла. Карнап предложил здесь свои критерии смысла. Предложения должны быть проверяемыми (либо с помощью расчетов, либо опытным
путем) или подтверждаемыми (когда у нас есть идея доказательства еще до постановки опыта). Он исключил так называемые «метафизические» идеи как лишенные смысла. Логический анализ предстает как своего рода микрокосм (Фреге), цель которого — выявление смысла и проверка «надежности» изложения. Естественно; что он выливается в анализ языка и углубление семантики (науки об отношениях между языковыми символами и теми внешними объектами, к которым они относятся). Существуют имя и объект (так называемое обозначаемое, или референт), обозначенный этим именем. Фреге добавляет сюда еще и смысл. Например, «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда» обозначают один и тот же референт (планету Венера), но их смысл не одинаков: «Утренняя звезда» означает небесное тело, появляющееся на заре, а «Вечерняя звезда» — звезду, сияющую в сумерках. Фреге углубит различие между анализом языка и анализом смысла: существуют, с одной стороны, вещи, обладающие теми или иными характеристиками (например, «кот мяукает»), с другой стороны—- указывающие на них понятия (понятие «кот» не мяукает, в отличие от его физической реальности), которые сами обладают собственными характеристиками, на которые в свою очередь «указывает» высшее понятие (понятие «млекопитающее», указывающее на характеристики, общие для кота и других животных). С точки зрения формы, логический позитивизм отличается применением символической логики (под влиянием Рассела) к теории познания. Что же касается его содержания, главными темами здесь остаются дихотомии: аналитическая истина (истина языка) — синтетическая истина (истина опыта), истинное — не истинное, научные предложения — метафизические предложения, формальная наука — фактическая наука. Анализируя парадоксы (самый простой: парадокс лжеца, который говорит, что он лжет. Как же он может сказать правду?), Поппер и особенно Тарский и Гёдель (1931) показывают, что невозможно вывести универсальную теорию смысла, который был бы приложим к самому себе (был бы «самореферентен»), а это уже ведет к отказу от философии в качестве общей теории науки. Каковы бы ни были рамки логического позитивизма, он внес важный вклад в развитие современного эмпиризма в англосаксонских стра-
нах и отметил исключительно активный период в развитии философской мысли XX в.
ЛОГОС: в философии Гераклита — закон бытия, универсальная необходимость. У Платона — Бог как источник идей. У стоиков — жребий, разум. В неоплатонизме — один из аспектов Божественного. В системе Гегеля -— понятие, разум, абсолютный дух.
ЛОКК (Джон): английский философ (Рингтон, Соммерсет, 1632 — Отс, Эссекс, 1704). Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне, в Вестминстере, затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к реалиям жизни побудил его к занятиям физикой, химией, медициной и политикой. Теория Локка о происхождении знания («Опыт о человеческом разуме», 1690) — сенсуализм, согласно которому все наши знания и сами принципы нашего разума возникают из опыта и привычки. Его философия права, отталкивающаяся от теории Гоббса, в противовес ему представляет собой оправдание толерантности («Письма о толерантности», 1689). «Два трактата о государственном правлении» (1690) разрабатывают теорию либерального общества. Кроме того, ему принадлежит трактат «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где зачаточное христианство представлено как религия, естественным образом присущая человеческой душе.
ЛОНГИН: греческий философ и ритор (Пальмира, Эмес или Афины, ок. 213 — Пальмира, 273). Преподавал в Афинах и Сирии, был министром Зеноби, правил в Пальмире. Из его философского наследия до нас дошел фрагмент «О хорошем правителе».
ЛОТЦЕ (Рудольф Герман): немецкий философ и физиолог (Бауцен, 1817 — Берлин, 1881). В «Основах психологической психологии» (1852) он оспаривает идею жизненной силы и защищает механическую теорию. Его главное произведение — «История эстетики в Германии» (1868). В «Системе философии» (1874-1879) мыслит в русле финалисти-ческого идеализма, обусловленного влиянием Лейбница
221
ЛУКАЧ (Дъёрдь): венгерский философ и политический деятель (Будапешт, 1885 — там же, 1971). Профессор университета Будапешта, академик, министр просвещения в 1956 г. После венгерского восстания арестован, затем освобожден. Один из самых оригинальных марксистских мыслителей. В 1908 г. публикует свою первую работу, посвященную театру— «Современная драма»; в 1911 г. — сборник различных очерков под общим заголовком «Душа и форма». Эта работа также принесла ему определенную известность, в том числе отклики Томаса Манна, Чарльза Андлера, Феликса Берто. Тогда же он публикует работы «Эволюция современной драмы»; в 1916 г. — «Теория романа»; в 1923 г. — «История классового сознания», и в 1924 г. — «Ленин». Долго жил в Москве, где работал в Институте Маркса и Энгельса. Остальные важные для его творчества произведения выходят в свет после 1945 г.: «Экзистенциализм и марксизм» (1948), «Разрушение разума» (1955). Лукач отталкивается от классического противопоставления идеализма и материализма с целью найти «третий путь». Его критика направлена прежде всего на феноменологию и экзистенциализм. Он изучал становление современного иррационализма — от Шеллинга до фашизма. Но его главной заботой оставались эстетические проблемы: он хотел обосновать эстетику реализма (см. «Маркс и Энгельс как историки литературы», «Избранные философские тексты Н. Чернышевского», «Гёте и его эпоха»). В завершение своего творчества он хотел написать, «Трактат реалистической эстетики» или «великого реализма», помещающий человека в историческую всеобщность — как пространственную (общественная среда), так и временную, на примере произведений Шекспира, Бальзака и Томаса Манна.
ЛУКИАН ИЗ САМОСАТА: греческий философ (Самосат, Сирия, ок. 125 — ок. 192). Оставил после себя 82 произведения и сборник эпиграмм. Со 165 г. примерно по 185 г. жил в Афинах, где написал важнейшие произведения: «Панто-мин», «Анахарсис», «Тозарис», «Двойное обвинение», «Секты с молотка». Был чем-то вроде Вольтера своего времени. Его скептицизму чужды догматизм или цинизм. Его этика предписывает жить как все, принимать участие в повседнев-
ных обязанностях граждан. В неспокойную эпоху он взывал к критическому духу, к свободному суждению и разуму. Его главное произведение — «Гермотимос» (166).
ЛЮБОВЬ: движение сердца, влекущее нас к живому существу, предмету или универсальной ценности. Платон в диалоге «Пир» различает ступени любви в соответствии с ее направленностью: любовь к конкретному индивиду; к общей идее (например, любовь к национальным или профессиональным ценностям, любовь к науке и т.д.); любовь к свету истины (любовь, требующая приобщения к философии или религии). Что касается любви, направленной на индивида, то схоластические философы различают здесь, в частности, доброжелательную любовь, стремящуюся к благу другого человека, и вожделеющую любовь, ищущую лишь обладания другим; только первая представляет моральную ценность. С точки зрения психологии, зарождение любви — феномен «кристаллизации», описанный Стендалем («О любви»). Для него характерно неуклонно растущее чувство радости, которую дает нам общение с определенной личностью. Это и есть настоящая любовь. Стендаль противопоставляет ее «удару молнии» —-любви недолговечной и так же быстро исчезающей, как и возникающей. С точки зрения морали, любовь обычно определяется как чувство, противоположное эгоизму. Толстой писал, что у истоков истинной любви лежит отказ от собственного блага. Христианские моралисты видят здесь источник высшей добродетели — «милосердия». Одна из задач философии — выяснить, может ли любовь служить средством познания (Платон; Спиноза: «Интеллектуальная любовь к Богу образует третий род познания»; Фихте в 1806 г.), или же это ослепление духа {Декарт: «Любовь — это страсть, воспламеняющаяся в нас вне всякой зависимости от того, плох или хорош вызвавший ее объект»; Ницше; Шопенгауэр: «Любовь — всего лишь ловушка, поставленная индивиду с целью продолжения рода»).
ЛЮТЕР (Мартин): немецкий теолог и протестантский реформатор (Эйслебен, Тюрингия, 1483 — там же, 1546). Выходец из простой крестьянской семьи. Образование получил в Эрфуртском университете (1501). В 1505 г. — магистр фи-
лософии, в 1511 г. —доктор теологии. Становится профессором теологии в Виттенбергском университете (1513), а также генеральным викарием августинов в Германии (1515). Безупречный монах, Лютер ревностно предается покаянию, молитве, теологическим размышлениям, всеми способами пытаясь достичь спасения и истины. Известна его знаменитая формула: «Христианин всегда считает себя грешником — что всегда справедливо, он всегда в покаянии». Лютер боролся — сначала в лоне церкви — против ошибок и злоупотреблений, в частности против продажи «индульгенций», введенных в Германии для сбора средств на продолжение строительства собора Святого Петра в Риме: таким образом каждый мог купить себе благодать и за определенную сумму избавиться от грехов. Противостояние Лютера стало началом Реформации. «Небольшой трактат о христианской свободе» (1520) содержит в себе ядро его мысли, изложенной затем в произведениях «Манифест к немецкому дворянству» и «Вавилонское пленение»: здесь он излагает принципы невидимой церкви (противопоставленной римской церкви), каковой является истинная вера, по которой человек может быть спасен лишь внутренней божественной благодатью (а не внешней властью, которая будет предана забвению). В 1530 г. по случаю Аугсбургского сейма Мелан-кхтон представил вероисповедание, возникшее как следствие ряда работ Лютера; одобренное Лютером, оно известно под названием «Аугсбургское исповедание» и является сегодня «катехизисом» лютеранских церквей.
ЛЯ МОТ-ЛЕВАЙЕ (Франсуа де): французский писатель и философ (Париж, 1588 —там же, 1672). В произведениях «Четыре...», а затем «Пять диалогов, составленных как подражание древним» (1630-1631) предпринял попытку развить «христианский скептицизм». В работе «Добродетель язычников» (1641), написанной по указу Ришелье, содержатся нападки на янсенизм (Фр. акад., 1639).
м
МАБЛИ (Габриель Бонно де): французский философ и историк (Гренобль, 1709 — Париж, 1785), брат Кондилъяка. Автор «Основанного на договорах публичного европейского права» (1748) и «Замечаний об истории Франции» (1765). Один из первых теоретиков общинного социализма. С точки зрения морали выступал за уменьшение производства и снижение потребностей.
МАГИЯ: псевдоискусство, претендующее на производство результатов, противоречащих законам природы, и использующее для этого определенную технику (жесты, заклинания). В основе «имитативной» магии лежит имитация того феномена, который мы хотим воспроизвести (грохот грома, чтобы вызвать дождь). «Контаминационная» магия основана на вере в то, что то или иное качество, которым наделен человек или предмет, может передаваться через прикосновение к нему. Магическое объяснение, представляющее, по Конту, первую стадию научного объяснения, связывает наблюдаемые природные феномены с воздействием чьей-либо воли или со сверхъестественными силами; ему противоположно позитивное объяснение, ищущее законы, т.е. неизменные отношения между феноменами.
МАЗОХИЗМ: сексуальное извращение, побуждающее искать удовольствие в страдании. Название происходит от имени Леопольда фон Захер-Мазоха, австрийского писателя (1836-1895), чьи любовные сказки и романы описывают подобное болезненное наваждение.Мазохист ищет страдания (бичевание, пытка, унижение), что вызвано
интериоризацией агрессивных наклонностей и чувством вины, связанным с наличием в нас слишком мощного и строгого социального сознания: подобное присутствие в субъекте сильно «интериоризированных» социальных императивов приводит к тому, что он начинает сам наказывать себя за свои мысли или скрытые намерения и находить удовольствие в таком самонаказании.
МАЙЕВТИКА (от гр. maieutike — повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ.
МАЙМОН (Саломон, наст, фамилия Хейман): польский философ, писавший по-немецки (Несвиж, Польша, 1754 — Ни-дерзигерсдорф, Силезия, 1800). Его творчество продолжает собой кантианскую мысль. Его произведения: «Очерк транс-,, цендентальной философии» (1770), «История прогресса немецкой метафизики, начиная с Лейбница и Вольфа» (1793) и главная его работа — «Опыт новой логики, или Теория мысли» (1794). Продолжал критическую философию в аспекте скептицизма; считал, что по сути своей познавательная деятельность так же неуловима, как вещь в себе. Рефлексия может создать лишь теорию представления, но никак не теорию об объектах опыта. Способствовал переходу от философии Канта к философии Фихте.
МАЙМОНИД (Моисей, по-евр. Мошебен Маймон): иудейский врач, талмудист и философ (Кордова, 1135 — Фустат, 1204). Жил в Фесе (1160), затем в Палестине (1165) и в Египте. Три важнейшие его произведения: «Светильник», включающий в себя, в частности, «Восемь глав» — трактат по философии и этике и «Тринадцать положений» о вере, входящие сегодня в иудаистский литургический текст, «Мишне Тора» (1180), трактат по религиозной философии, развивающий мысль Аристотеля, «Путеводитель колеблю-
щихся» (1190). Его творчество оказало значительное влияние не только на еврейскую мысль, но и на христианскую философию Альберта Великого, Дунса Скота; по утверждению Пико делла Мирандола, — это первое философское толкование Библии.
МАЙЯ (инд. слово, означающее иллюзию): в Веданте и индуистской философии — обычно комплекс желаний, индивидуальных наклонностей, не позволяющих нам увидеть нашу истинную судьбу. Майя — это «покров иллюзии», наподобие миража в пустыне. В буддийской философии обозначает низшую степень познания (что характерно и для философии Шопенгауэра, опиравшегося на индуистскую мысль).
МАКИАВЕЛЛИ (Никколо): государственный деятель, итальянский писатель и политический теоретик (Флоренция, 1469 — там же, 1527). Рожденный в благородной, но бедной семье, к 30 годам Макиавелли стал секретарем второй канцелярии Флорентийской республики. До 1512 г. выполняет многочисленные дипломатические поручения при папском дворе, где правит Цезарь Борджиа, при французском дворе, где правит Людовик XII, при дворе императора Максимилиана I. Эти поручения дали ему возможность наблюдать нравы двора, деятельность правительств. Так постепенно выковывается его политическая мысль. В своем главном произведении —■ «Государь» (1513) он описывает, как полагают, Цезаря Борджиа — образец трезвого правителя, волевого и, что особенно важно, лишенного щепетильности, непреклонно осуществляющего свои замыслы, каковы бы ни были цели для их исполнения. Однако позднее образ самого Макиавелли стали странным образом отождествлять с его «отвратительным героем» — Цезарем Борджиа; его даже обвинят в том, что именно он посоветовал Екатерине Медичи устроить Варфоломеевскую ночь — отсюда выражение «макиавеллизм». В действительности автор отнюдь не был «мажордомом дьявола», он просто был озабочен спасением своей родины — республиканской или нет: высшим законом было для него «благо государства», хотя «Речи о первой декаде Тита Ливия» (1513-1519) четко выражают позицию сто-
ронника республиканского и демократического правления. Макиавелли не разрабатывал ни общую историческую теорию, ни прославлял двурушничество правителей. Он прежде всего наблюдатель и писатель, довольно точно описавший нравы современного ему правительства. Кроме всего прочего, им написаны: «О способе подавления народного восстания в Валь де Чиана» (1504), «Рапорт о положении дел в Германии» (написан в 1508 г., опубликован в 1532 г.), «История Флоренции» (1521-1525), а также ряд писем и литературных произведений.
МАКСИМА: краткая формула, выражающая правило поведения, логический или правовой закон или общее психологическое наблюдение. Кант ввел знаменитое различение общего «принципа» морали и максимы, представляющей собой конкретную формулировку этого принципа на уровне наших повседневных действий: например, если мы используем моральный принцип исключительно из чувства долга, то это уже частная максима, которую индивид ставит перед своей волей — отдать сумму, которую нам дали в долг (см. «Основы метафизики нравов»).
МАЛЬБРАНШ (Никола де): французский философ-картезианец (Париж, 1638 — там же, 1715). Учился в Сорбонне, в 1664 г. принял священство. Свое философское призвание обнаружил довольно поздно, случайно прочитав «Трактат о человеке» Декарта. В 1674 г. опубликовал свое первое Произведение — трактат «О поиске истины», вызвавший значительный интерес. Позднее им были написаны, в частности: «Христианские беседы» (1677), «Трактат о природе и благодати» (1680), «Беседы о метафизике и религии», дополненные в 1696 г. «Беседами о смерти». Его психология религии и обсуждение теологических вопросов не так широко известны, как его теория слов и основания знания (в «интеллигибельной протяженности»). Его доктрина стоит между картезианской теорией, стержень которой — свободная воля человека (гуманизм), и теорией Спинозы, стержень которой ■— божественное участие (пантеизм). Суть его доктрины, с этой точки зрения, хорошо изложена Жозефом Моро в предисловии к «Переписке с Дорту де Мираном».
XVII и XVIII вв. были прежде всего друзья философа: Тома-син, Нами, Рош, Лелевель, Фиде; они отстаивали его доктрину, противопоставляя ее английскому эмпиризму.
МАЛЬРО (Андре): французский писатель, мыслитель и политический деятель (Париж, 1901 — Кретёй, 1976). Его патриотизм, жажда свободы и социальной справедливости побудили его в 1926 г. принять участие в китайской революции [свидетельством чего стала работа «Условия человеческого существования» (1933)], в испанской войне, где он командовал частями зарубежной авиации, находящимися на службе у испанского республиканского правительства, в правительстве генерала де Голля (1945-1946 и 1958-1969). «Психология искусства», состоящая из трех частей — «Музей воображения» (1947), «Художественное творчество» (1948), «Разменная монета абсолюта» (1950), которые затем в дополненном варианте вошли в «Голоса молчания» (1951), а также более поздняя «Метаморфоза богов» (1957) представляют тщательное и страстное изучение человека и его мастерства на примере шедевров художественного творчества. Вклад Мальро в эстетическую мысль соизмерим только с «Эстетикой» Гегеля.
МАНА: имманентная и безличная сила, определяющая собой все происходящее. В некоторых традиционных обществах Полинезии это синоним «судьбы» в смысле активной, безличной и недифференцированной причины событий.
МАНИХЕЙСТВО: любая философская доктрина, признающая два активных начала в универсуме — добро и зло.
Термин, производный от имени Мани — персидского философа Ш в., предпринявшего попытку примирить христианство и дуализм древней религии Зороастра; манихейство рассматривало себя как универсальную религию. Было распространено на Востоке, в Персии, Индии, на Тибете, в Китае и Туркестане, где оно процветало даже в XI в. Его следы мы находим в Европе, и прежде всего в Испании начиная с VI в.
МАНИЯ: общая повышенная возбудимость с периодами беспокойства и бреда. Как мы видим, в строгом смысле слова этот термин не имеет ничего общего со «странной привычкой», с которой его обычно путают. Мания — это, в частности, маниакально-депрессивный синдром, для которого характерна неоправданная экзальтация настроения. «Маниакальные» отклонения характеризуются: 1) эйфоричес-ким сознанием с болезненной радостью, беспрестанными шутками, игрой слов, перескакиванием с одной темы на другую и т.д.; 2) безудержной экспансивностью; 3) переменчивостью настроения, которое может перескакивать от эйфории к гневу или кратковременной боязни окружающего пространства.
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА: течение в философской мысли, разрабатывавшееся во второй половине XIX в. в Марбурге (Западная Германия). Отталкиваясь от кантовской теории познания, изменяет ее в сторону математической логики и размышления над символическими формами мысли (Коген, Кассирер).
МАРИТЕН (Жак): французский философ (Париж, 1882 — Тулуза, 1973). Сторонник неотомизма и противник бергсо-низма. В промежутке между двумя войнами сыграл важную роль в процессе обновления французского католицизма. Сочинения: «Первенство духовного» (1927), «Интегральный гуманизм» (1947).
МАРК АВРЕЛИЙ: римский император и философ-стоик (Рим, 121 — Виндобона, 180), Изучал греческую и римскую риторику у Фронтона, в 133 г. получил философскую мантию. Усыновленный Антоненом в 138 г., в 161 г. он становится императором. «Как император, — говорил он, — я первый в Риме; как человек — я равный среди равных». Автор сочинения, озаглавленного «С самим собой» (в переводе — «Мысли Марка Аврелия»), излагающего этические максимы стоицизма: умеренность, мягкость, доброту, тягу к совершенству.
МАРКС (Карл Генрих): немецкий политик, философ и экономист (Трир, 1818 — Лондон, 1883). Жизнь Маркса уже
сама по себе похожа на роман: выходец из обеспеченной семьи, сын немецкого адвоката, он получил классическое образование в университетах Бонна и Берлина, где испытал на себе влияние Гегеля и познакомился с Фейербахом. В 1841 г. защищает диссертацию, посвященную философии Эпикура, после чего решает заняться журналистикой. В 1842 г. он главный редактор «Рейнской газеты» — органа оппозиционных радикалов. Будучи на подозрении у немецкого правительства, переезжает в Париж. Там он редактирует «Франко-немецкие анналы», где публикует две принципиально важные для его творчества статьи: «К критике философии права Гегеля» и «Еврейский вопрос» (обе — 1843); журнал также оказывается на подозрении. В 1845 г., изгнанный из Франции, переезжает в Брюссель, где по просьбе Коммунистической лиги в 1847 г. совместно с Энгельсом пишет «Манифест коммунистической партии». Политические и исторические события вынуждают его искать убежища то в Париже (1848), то в Кёльне, то снова в Париже (1849), наконец, в Лондоне, где он и поселяется окончательно. Он организатор I Интернационала рабочих (1864-1876). Главное сочинение Маркса — «Капитал» (I том, 1867), оставшееся незавершенным из-за его смерти. Основы его философской доктрины сформулированы в сочинении «Философско-экономические рукописи» (1844, опубл. в 1928-1932). Образование, путешествия и встречи с людьми обеспечили тройную основу философской мысли Маркса: немецкая философия, французский социализм и английская политическая экономия. Мысль Маркса базируется на понимании человека как существа, для которого первично действие, а не мысль. Доктрина Маркса — это одновременно и теория познания — диалектический материализм, использующий диалектику Гегеля, но в «пере: вернутом» виде, заменив понятие «абсолюта» понятием «человека», а «божественное сознание» — «человеческим сознанием»; и философия истории, согласно которой историческим (общественно-политическим) развитием управляют экономические законы («экономический базис»), и в частности борьба между «эксплуататорскими» и «эксплуатируемыми» классами; наконец, экономическая теория, претендующая на объяснение несправедливостей капитали-
стической экономики (теория «прибавочной стоимости») и изложение принципов саморазрушения капиталистического общества (во время крупного кризиса перепроизводства, сопровождающегося всеобщей забастовкой), что позволит создать государство рабочих. Если сегодня произведения Маркса иногда кажутся несколько устаревшими, это не уменьшает того влияния, которое его творчество оказало на нашу эпоху как в плане экономической теории, так и в том, что касается истории государств (советский режим обязан своим существованием именно Марксу). В сознании народа Маркс остался как образ пророка истории. См. Марксизм, Материализм диалектический.
МАРКСИЗМ: теория Маркса и Энгельса, так называемый диалектический материализм, возникший на базе их творчества. Как политическая реальность, марксизм отождествляется с историей социалистических стран (Россия — СССР с 1917 г., Восточная Европа с 1945 г., Китай с прихода к власти Мао в 1949 г., некоторые страны «третьего мира»). Что касается доктрины, здесь под марксизмом обычно понимают приложение диалектического материализма к историческим и социальным феноменам (исторический материализм): марксизм объясняет историческое развитие, эволюцию общества, исходя из экономической реальности. Эта теория, изложенная в «Капитале» — основополагающем сочинении Маркса, предсказывает социальную революцию в наиболее развитых индустриальных странах, т.е. прежде всего в Англии, затем в Германии и Франции. Однако эта так называемая «пролетарская революция» имела место прежде всего в России. Ленин дополнил в этом пункте марксизм, показав и предсказав несколько иную перспективу — революцию в отсталых и преимущественно аграрных странах. Работы Ленина стали руководством к действию при революциях и общественном переустройстве так называемых «отсталых» и преимущественно аграрных стран (Россия, Китай, Югославия, страны народной демократии и т.д.). С философской точки зрения, марксизм — позиция всякой «действенной» мысли, исходящей из следующей аксиомы Маркса: «Философы занимались лишь тем, что по-разному истолковывали мир, теперь же встал вопрос о его измене-
нии»; помимо всего прочего, эта позиция отражает глубокую веру в то, что история приведет нас к коммунизму. Однако постепенное исчезновение классовой борьбы, по крайней мере в том виде, в каком она существовала в конце XIX в., повсеместное распространение средних классов в современном обществе привели к тому, что теперь практически все граждане живут за счет своего труда; наконец, эволюция и коммунистических, и так называемых «капиталистических» способов правления — все это обеспечило тот факт, что марксизм как философия истории предстает сегодня не столько в роли реального исторического закона, сколько в качестве еще одной теории. Зато марксизм в качестве социологического анализа продолжает развиваться и ориентируется теперь на «критику повседневной жизни» (Лефевр), анализирующую и разоблачающую все формы «отчуждения», имеющие место в современном обществе. На смену теории двух лагерей (марксизм-капитализм, материализм-идеализм) приходит исследование всех форм угнетения. Здесь^ марксистский анализ обращается за помощью к психоанализу (Маркузе) с целью поиска и поддержания ферментов любой возможной формы революционного сознания. См. Коммунизм, Истории (философия), Ленинизм, Маркс, Социализм.