Дидье жюлиа. Философский словарь: пер. С франц. – М. : междунар. Отношения, 2000. - 544 С. 4 страница

ЛОГИЦИЗМ: философская доктрина, сводящая все науки к математической форме и превращающая саму мате­ матику в логический инструмент. Один из основате­лей логицизма — Бертран Рассел.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ: выражение появилось в 1930 г. для обозначения философии логического или линг­вистического анализа, возникшей в Великобритании в на­чале XX в. под влиянием Мора и Рассела. Эта философия анализа была подхвачена австрийскими философами Вит­генштейном и Дж. Уисдомом. Пик ее славы приходится на промежуток между двумя войнами и связан с именами чле­нов Венского кружка (Шлик, Карнап, Рейхенбах, Нейрат, Крафт, Гемпель), сделавших из нее критику метафизики. Она развивалась также в Польше (Котарбиньский, Лестнев-ский, Тарский). Сегодня этот стиль философствования уже завоевал американскую мысль (Куайн, Гудмен), пытается завоевать германские и северные страны (Аквист, фон Райт, Хинтикка и Хилпинен) и оказывал влияние даже на со­ветскую мысль. Если верить Вюйемену, он представляет собой на сегодняшний день единственную действительно живую философию (к тому же оставшуюся за пределами уни­верситетской французской философии, которая плохо его знает). Логический позитивизм считает, что только логичес­кий анализ может доказать связность и истинность изло­женного. Анализ знания — это ни в коей мере не углубление психологических данных (как у Лашелъе, Ланьо или Берг­сона). Физик, отклоняющийся от установленных принци­пов надежных следствий, прежде всего пытается вычислять: «Он не должен обязательно верить в истинность выводимых им формул; ни даже познавать их в банальном смысле этого слова. Достаточно будет, если он корректно их построит. Истине формулы остается, следовательно, лишь озарить наш разум или поддержать нашу волю» (Вакс). Это «позна­ние без познающего субъекта», вытекающее из диалекти­ки понятий, а не из активности субъекта, составляет глав­ный объект логического позитивизма, сконцентрировавшего свои поиски вокруг понятия смысла. Карнап предложил здесь свои критерии смысла. Предложения должны быть проверяемыми (либо с помощью расчетов, либо опытным

путем) или подтверждаемыми (когда у нас есть идея доказа­тельства еще до постановки опыта). Он исключил так на­зываемые «метафизические» идеи как лишенные смысла. Логический анализ предстает как своего рода микрокосм (Фреге), цель которого — выявление смысла и проверка «надежности» изложения. Естественно; что он выливается в анализ языка и углубление семантики (науки об отношениях между языковыми символами и теми внешними объектами, к которым они относятся). Существуют имя и объект (так называемое обозначаемое, или референт), обозначенный этим именем. Фреге добавляет сюда еще и смысл. Например, «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда» обозначают один и тот же референт (планету Венера), но их смысл не одинаков: «Утренняя звезда» означает небесное тело, появляющееся на заре, а «Вечерняя звезда» — звезду, сияющую в сумерках. Фреге углубит различие между анализом языка и анализом смысла: существуют, с одной стороны, вещи, обладающие теми или иными характеристиками (например, «кот мяу­кает»), с другой стороны—- указывающие на них понятия (понятие «кот» не мяукает, в отличие от его физической реальности), которые сами обладают собственными характе­ристиками, на которые в свою очередь «указывает» высшее понятие (понятие «млекопитающее», указывающее на ха­рактеристики, общие для кота и других животных). С точки зрения формы, логический позитивизм отличается примене­нием символической логики (под влиянием Рассела) к тео­рии познания. Что же касается его содержания, главными темами здесь остаются дихотомии: аналитическая истина (истина языка) — синтетическая истина (истина опыта), истинное — не истинное, научные предложения — метафи­зические предложения, формальная наука — фактическая наука. Анализируя парадоксы (самый простой: парадокс лжеца, который говорит, что он лжет. Как же он может ска­зать правду?), Поппер и особенно Тарский и Гёдель (1931) показывают, что невозможно вывести универсальную тео­рию смысла, который был бы приложим к самому себе (был бы «самореферентен»), а это уже ведет к отказу от филосо­фии в качестве общей теории науки. Каковы бы ни были рамки логического позитивизма, он внес важный вклад в развитие современного эмпиризма в англосаксонских стра-

нах и отметил исключительно активный период в развитии философской мысли XX в.

ЛОГОС: в философии Гераклитазакон бытия, универ­сальная необходимость. У ПлатонаБог как источ­ник идей. У стоиковжребий, разум. В неоплатониз­меодин из аспектов Божественного. В системе Гегеля -— понятие, разум, абсолютный дух.

ЛОКК (Джон): английский философ (Рингтон, Соммерсет, 1632 — Отс, Эссекс, 1704). Сын юриста. Среднее образова­ние получил в Лондоне, в Вестминстере, затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к реалиям жизни побу­дил его к занятиям физикой, химией, медициной и полити­кой. Теория Локка о происхождении знания («Опыт о чело­веческом разуме», 1690) — сенсуализм, согласно которому все наши знания и сами принципы нашего разума возникают из опыта и привычки. Его философия права, отталкивающа­яся от теории Гоббса, в противовес ему представляет собой оправдание толерантности («Письма о толерантности», 1689). «Два трактата о государственном правлении» (1690) разрабатывают теорию либерального общества. Кроме того, ему принадлежит трактат «Некоторые мысли о воспита­нии» (1693), где зачаточное христианство представлено как религия, естественным образом присущая человеческой душе.

ЛОНГИН: греческий философ и ритор (Пальмира, Эмес или Афины, ок. 213 — Пальмира, 273). Преподавал в Афинах и Сирии, был министром Зеноби, правил в Пальмире. Из его философского наследия до нас дошел фрагмент «О хорошем правителе».

ЛОТЦЕ (Рудольф Герман): немецкий философ и физиолог (Бауцен, 1817 — Берлин, 1881). В «Основах психологичес­кой психологии» (1852) он оспаривает идею жизненной силы и защищает механическую теорию. Его главное произ­ведение — «История эстетики в Германии» (1868). В «Сис­теме философии» (1874-1879) мыслит в русле финалисти-ческого идеализма, обусловленного влиянием Лейбница

221

ЛУКАЧ (Дъёрдь): венгерский философ и политический дея­тель (Будапешт, 1885 — там же, 1971). Профессор универси­тета Будапешта, академик, министр просвещения в 1956 г. После венгерского восстания арестован, затем освобожден. Один из самых оригинальных марксистских мыслителей. В 1908 г. публикует свою первую работу, посвященную теат­ру— «Современная драма»; в 1911 г. — сборник различных очерков под общим заголовком «Душа и форма». Эта рабо­та также принесла ему определенную известность, в том числе отклики Томаса Манна, Чарльза Андлера, Феликса Берто. Тогда же он публикует работы «Эволюция современ­ной драмы»; в 1916 г. — «Теория романа»; в 1923 г. — «Ис­тория классового сознания», и в 1924 г. — «Ленин». Долго жил в Москве, где работал в Институте Маркса и Энгельса. Остальные важные для его творчества произведения выходят в свет после 1945 г.: «Экзистенциализм и марксизм» (1948), «Разрушение разума» (1955). Лукач отталкивается от клас­сического противопоставления идеализма и материализма с целью найти «третий путь». Его критика направлена преж­де всего на феноменологию и экзистенциализм. Он изучал становление современного иррационализма — от Шеллин­га до фашизма. Но его главной заботой оставались эстети­ческие проблемы: он хотел обосновать эстетику реализма (см. «Маркс и Энгельс как историки литературы», «Избран­ные философские тексты Н. Чернышевского», «Гёте и его эпоха»). В завершение своего творчества он хотел написать, «Трактат реалистической эстетики» или «великого реализ­ма», помещающий человека в историческую всеобщность — как пространственную (общественная среда), так и времен­ную, на примере произведений Шекспира, Бальзака и Тома­са Манна.

ЛУКИАН ИЗ САМОСАТА: греческий философ (Самосат, Сирия, ок. 125 — ок. 192). Оставил после себя 82 произве­дения и сборник эпиграмм. Со 165 г. примерно по 185 г. жил в Афинах, где написал важнейшие произведения: «Панто-мин», «Анахарсис», «Тозарис», «Двойное обвинение», «Сек­ты с молотка». Был чем-то вроде Вольтера своего времени. Его скептицизму чужды догматизм или цинизм. Его этика предписывает жить как все, принимать участие в повседнев-

ных обязанностях граждан. В неспокойную эпоху он взывал к критическому духу, к свободному суждению и разуму. Его главное произведение — «Гермотимос» (166).

ЛЮБОВЬ: движение сердца, влекущее нас к живому су­ществу, предмету или универсальной ценности. Платон в диалоге «Пир» различает ступени любви в соответствии с ее направленностью: любовь к конкретному индивиду; к общей идее (например, любовь к национальным или про­фессиональным ценностям, любовь к науке и т.д.); любовь к свету истины (любовь, требующая приобщения к филосо­фии или религии). Что касается любви, направленной на индивида, то схоластические философы различают здесь, в частности, доброжелательную любовь, стремящуюся к благу другого человека, и вожделеющую любовь, ищущую лишь обладания другим; только первая представляет моральную ценность. С точки зрения психологии, зарождение любви — феномен «кристаллизации», описанный Стендалем («О люб­ви»). Для него характерно неуклонно растущее чувство ра­дости, которую дает нам общение с определенной личностью. Это и есть настоящая любовь. Стендаль противопоставляет ее «удару молнии» —-любви недолговечной и так же быстро исчезающей, как и возникающей. С точки зрения морали, любовь обычно определяется как чувство, противоположное эгоизму. Толстой писал, что у истоков истинной любви ле­жит отказ от собственного блага. Христианские моралисты видят здесь источник высшей добродетели — «милосердия». Одна из задач философии — выяснить, может ли любовь служить средством познания (Платон; Спиноза: «Интел­лектуальная любовь к Богу образует третий род познания»; Фихте в 1806 г.), или же это ослепление духа {Декарт: «Любовь — это страсть, воспламеняющаяся в нас вне всякой зависимости от того, плох или хорош вызвавший ее объект»; Ницше; Шопенгауэр: «Любовь — всего лишь ловушка, по­ставленная индивиду с целью продолжения рода»).

ЛЮТЕР (Мартин): немецкий теолог и протестантский рефор­матор (Эйслебен, Тюрингия, 1483 — там же, 1546). Выходец из простой крестьянской семьи. Образование получил в Эрфуртском университете (1501). В 1505 г. — магистр фи-

лософии, в 1511 г. —доктор теологии. Становится профес­сором теологии в Виттенбергском университете (1513), а также генеральным викарием августинов в Германии (1515). Безупречный монах, Лютер ревностно предается покаянию, молитве, теологическим размышлениям, всеми способами пытаясь достичь спасения и истины. Известна его знаме­нитая формула: «Христианин всегда считает себя грешни­ком — что всегда справедливо, он всегда в покаянии». Лютер боролся — сначала в лоне церкви — против ошибок и зло­употреблений, в частности против продажи «индульген­ций», введенных в Германии для сбора средств на продол­жение строительства собора Святого Петра в Риме: таким образом каждый мог купить себе благодать и за определен­ную сумму избавиться от грехов. Противостояние Лютера стало началом Реформации. «Небольшой трактат о хрис­тианской свободе» (1520) содержит в себе ядро его мысли, изложенной затем в произведениях «Манифест к немецкому дворянству» и «Вавилонское пленение»: здесь он излагает принципы невидимой церкви (противопоставленной рим­ской церкви), каковой является истинная вера, по которой человек может быть спасен лишь внутренней божественной благодатью (а не внешней властью, которая будет предана забвению). В 1530 г. по случаю Аугсбургского сейма Мелан-кхтон представил вероисповедание, возникшее как след­ствие ряда работ Лютера; одобренное Лютером, оно извест­но под названием «Аугсбургское исповедание» и является сегодня «катехизисом» лютеранских церквей.

ЛЯ МОТ-ЛЕВАЙЕ (Франсуа де): французский писатель и философ (Париж, 1588 —там же, 1672). В произведениях «Четыре...», а затем «Пять диалогов, составленных как под­ражание древним» (1630-1631) предпринял попытку развить «христианский скептицизм». В работе «Добродетель языч­ников» (1641), написанной по указу Ришелье, содержатся нападки на янсенизм (Фр. акад., 1639).

м

МАБЛИ (Габриель Бонно де): французский философ и исто­рик (Гренобль, 1709 — Париж, 1785), брат Кондилъяка. Ав­тор «Основанного на договорах публичного европейского права» (1748) и «Замечаний об истории Франции» (1765). Один из первых теоретиков общинного социализма. С точ­ки зрения морали выступал за уменьшение производства и снижение потребностей.

МАГИЯ: псевдоискусство, претендующее на производ­ство результатов, противоречащих законам природы, и использующее для этого определенную технику (жес­ты, заклинания). В основе «имитативной» магии лежит имитация того феномена, который мы хотим воспроизвести (грохот грома, чтобы вызвать дождь). «Контаминационная» магия основана на вере в то, что то или иное качество, кото­рым наделен человек или предмет, может передаваться через прикосновение к нему. Магическое объяснение, представля­ющее, по Конту, первую стадию научного объяснения, свя­зывает наблюдаемые природные феномены с воздействием чьей-либо воли или со сверхъестественными силами; ему противоположно позитивное объяснение, ищущее законы, т.е. неизменные отношения между феноменами.

МАЗОХИЗМ: сексуальное извращение, побуждающее ис­кать удовольствие в страдании. Название происходит от имени Леопольда фон Захер-Мазоха, австрийского писателя (1836-1895), чьи любовные сказки и романы описывают подобное болезненное наваждение.Мазохист ищет страдания (бичевание, пытка, унижение), что вызвано

интериоризацией агрессивных наклонностей и чувством вины, связанным с наличием в нас слишком мощного и стро­гого социального сознания: подобное присутствие в субъек­те сильно «интериоризированных» социальных императи­вов приводит к тому, что он начинает сам наказывать себя за свои мысли или скрытые намерения и находить удовольствие в таком самонаказании.

МАЙЕВТИКА (от гр. maieutike — повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собе­седнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные ма­тематические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ.

МАЙМОН (Саломон, наст, фамилия Хейман): польский фи­лософ, писавший по-немецки (Несвиж, Польша, 1754 — Ни-дерзигерсдорф, Силезия, 1800). Его творчество продолжает собой кантианскую мысль. Его произведения: «Очерк транс-,, цендентальной философии» (1770), «История прогресса не­мецкой метафизики, начиная с Лейбница и Вольфа» (1793) и главная его работа — «Опыт новой логики, или Теория мысли» (1794). Продолжал критическую философию в ас­пекте скептицизма; считал, что по сути своей познаватель­ная деятельность так же неуловима, как вещь в себе. Рефлек­сия может создать лишь теорию представления, но никак не теорию об объектах опыта. Способствовал переходу от фи­лософии Канта к философии Фихте.

МАЙМОНИД (Моисей, по-евр. Мошебен Маймон): иудей­ский врач, талмудист и философ (Кордова, 1135 — Фустат, 1204). Жил в Фесе (1160), затем в Палестине (1165) и в Египте. Три важнейшие его произведения: «Светильник», включающий в себя, в частности, «Восемь глав» — трактат по философии и этике и «Тринадцать положений» о ве­ре, входящие сегодня в иудаистский литургический текст, «Мишне Тора» (1180), трактат по религиозной философии, развивающий мысль Аристотеля, «Путеводитель колеблю-

щихся» (1190). Его творчество оказало значительное влия­ние не только на еврейскую мысль, но и на христианскую философию Альберта Великого, Дунса Скота; по утверж­дению Пико делла Мирандола, — это первое философское толкование Библии.

МАЙЯ (инд. слово, означающее иллюзию): в Веданте и ин­дуистской философии — обычно комплекс желаний, ин­дивидуальных наклонностей, не позволяющих нам уви­деть нашу истинную судьбу. Майя — это «покров иллюзии», наподобие миража в пустыне. В буддийской философии обозначает низшую степень познания (что характерно и для философии Шопенгауэра, опиравшегося на индуистскую мысль).

МАКИАВЕЛЛИ (Никколо): государственный деятель, италь­янский писатель и политический теоретик (Флоренция, 1469 — там же, 1527). Рожденный в благородной, но бедной семье, к 30 годам Макиавелли стал секретарем второй кан­целярии Флорентийской республики. До 1512 г. выполняет многочисленные дипломатические поручения при папском дворе, где правит Цезарь Борджиа, при французском дворе, где правит Людовик XII, при дворе императора Максими­лиана I. Эти поручения дали ему возможность наблюдать нравы двора, деятельность правительств. Так постепенно вы­ковывается его политическая мысль. В своем главном про­изведении —■ «Государь» (1513) он описывает, как по­лагают, Цезаря Борджиа — образец трезвого правителя, волевого и, что особенно важно, лишенного щепетильности, непреклонно осуществляющего свои замыслы, каковы бы ни были цели для их исполнения. Однако позднее образ самого Макиавелли стали странным образом отождествлять с его «отвратительным героем» — Цезарем Борджиа; его даже обвинят в том, что именно он посоветовал Екатерине Ме­дичи устроить Варфоломеевскую ночь — отсюда выражение «макиавеллизм». В действительности автор отнюдь не был «мажордомом дьявола», он просто был озабочен спасением своей родины — республиканской или нет: высшим законом было для него «благо государства», хотя «Речи о первой де­каде Тита Ливия» (1513-1519) четко выражают позицию сто-

ронника республиканского и демократического правления. Макиавелли не разрабатывал ни общую историческую тео­рию, ни прославлял двурушничество правителей. Он прежде всего наблюдатель и писатель, довольно точно описавший нравы современного ему правительства. Кроме всего про­чего, им написаны: «О способе подавления народного вос­стания в Валь де Чиана» (1504), «Рапорт о положении дел в Германии» (написан в 1508 г., опубликован в 1532 г.), «Ис­тория Флоренции» (1521-1525), а также ряд писем и литера­турных произведений.

МАКСИМА: краткая формула, выражающая правило поведения, логический или правовой закон или общее психологическое наблюдение. Кант ввел знаменитое раз­личение общего «принципа» морали и максимы, представ­ляющей собой конкретную формулировку этого принципа на уровне наших повседневных действий: например, если мы используем моральный принцип исключительно из чувства долга, то это уже частная максима, которую индивид ставит перед своей волей — отдать сумму, которую нам дали в долг (см. «Основы метафизики нравов»).

МАЛЬБРАНШ (Никола де): французский философ-карте­зианец (Париж, 1638 — там же, 1715). Учился в Сорбонне, в 1664 г. принял священство. Свое философское призвание обнаружил довольно поздно, случайно прочитав «Трактат о человеке» Декарта. В 1674 г. опубликовал свое первое Про­изведение — трактат «О поиске истины», вызвавший зна­чительный интерес. Позднее им были написаны, в част­ности: «Христианские беседы» (1677), «Трактат о природе и благодати» (1680), «Беседы о метафизике и религии», до­полненные в 1696 г. «Беседами о смерти». Его психология религии и обсуждение теологических вопросов не так широ­ко известны, как его теория слов и основания знания (в «ин­теллигибельной протяженности»). Его доктрина стоит меж­ду картезианской теорией, стержень которой — свободная воля человека (гуманизм), и теорией Спинозы, стержень ко­торой ■— божественное участие (пантеизм). Суть его докт­рины, с этой точки зрения, хорошо изложена Жозефом Мо­ро в предисловии к «Переписке с Дорту де Мираном».

XVII и XVIII вв. были прежде всего друзья философа: Тома-син, Нами, Рош, Лелевель, Фиде; они отстаивали его докт­рину, противопоставляя ее английскому эмпиризму.

МАЛЬРО (Андре): французский писатель, мыслитель и по­литический деятель (Париж, 1901 — Кретёй, 1976). Его пат­риотизм, жажда свободы и социальной справедливости по­будили его в 1926 г. принять участие в китайской революции [свидетельством чего стала работа «Условия человеческого существования» (1933)], в испанской войне, где он командо­вал частями зарубежной авиации, находящимися на службе у испанского республиканского правительства, в правитель­стве генерала де Голля (1945-1946 и 1958-1969). «Психо­логия искусства», состоящая из трех частей — «Музей во­ображения» (1947), «Художественное творчество» (1948), «Разменная монета абсолюта» (1950), которые затем в до­полненном варианте вошли в «Голоса молчания» (1951), а также более поздняя «Метаморфоза богов» (1957) представ­ляют тщательное и страстное изучение человека и его мас­терства на примере шедевров художественного творчества. Вклад Мальро в эстетическую мысль соизмерим только с «Эстетикой» Гегеля.

МАНА: имманентная и безличная сила, определяющая со­бой все происходящее. В некоторых традиционных общест­вах Полинезии это синоним «судьбы» в смысле активной, безличной и недифференцированной причины событий.

МАНИХЕЙСТВО: любая философская доктрина, призна­ющая два активных начала в универсуме — добро и зло.

Термин, производный от имени Мани — персидского фило­софа Ш в., предпринявшего попытку примирить христиан­ство и дуализм древней религии Зороастра; манихейство рассматривало себя как универсальную религию. Было рас­пространено на Востоке, в Персии, Индии, на Тибете, в Ки­тае и Туркестане, где оно процветало даже в XI в. Его следы мы находим в Европе, и прежде всего в Испании начиная с VI в.

МАНИЯ: общая повышенная возбудимость с периодами беспокойства и бреда. Как мы видим, в строгом смысле слова этот термин не имеет ничего общего со «странной при­вычкой», с которой его обычно путают. Мания — это, в част­ности, маниакально-депрессивный синдром, для которого характерна неоправданная экзальтация настроения. «Ма­ниакальные» отклонения характеризуются: 1) эйфоричес-ким сознанием с болезненной радостью, беспрестанными шутками, игрой слов, перескакиванием с одной темы на дру­гую и т.д.; 2) безудержной экспансивностью; 3) перемен­чивостью настроения, которое может перескакивать от эй­фории к гневу или кратковременной боязни окружающего пространства.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА: течение в философской мысли, разрабатывавшееся во второй половине XIX в. в Марбурге (Западная Германия). Отталкиваясь от кантовской теории познания, изменяет ее в сторону математической логики и размышления над символическими формами мысли (Коген, Кассирер).

МАРИТЕН (Жак): французский философ (Париж, 1882 — Тулуза, 1973). Сторонник неотомизма и противник бергсо-низма. В промежутке между двумя войнами сыграл важную роль в процессе обновления французского католицизма. Сочинения: «Первенство духовного» (1927), «Интегральный гуманизм» (1947).

МАРК АВРЕЛИЙ: римский император и философ-стоик (Рим, 121 — Виндобона, 180), Изучал греческую и римскую риторику у Фронтона, в 133 г. получил философскую ман­тию. Усыновленный Антоненом в 138 г., в 161 г. он стано­вится императором. «Как император, — говорил он, — я первый в Риме; как человек — я равный среди равных». Автор сочинения, озаглавленного «С самим собой» (в пере­воде — «Мысли Марка Аврелия»), излагающего этические максимы стоицизма: умеренность, мягкость, доброту, тягу к совершенству.

МАРКС (Карл Генрих): немецкий политик, философ и эко­номист (Трир, 1818 — Лондон, 1883). Жизнь Маркса уже

сама по себе похожа на роман: выходец из обеспеченной семьи, сын немецкого адвоката, он получил классическое образование в университетах Бонна и Берлина, где испытал на себе влияние Гегеля и познакомился с Фейербахом. В 1841 г. защищает диссертацию, посвященную филосо­фии Эпикура, после чего решает заняться журналистикой. В 1842 г. он главный редактор «Рейнской газеты» — органа оппозиционных радикалов. Будучи на подозрении у немец­кого правительства, переезжает в Париж. Там он редакти­рует «Франко-немецкие анналы», где публикует две прин­ципиально важные для его творчества статьи: «К критике философии права Гегеля» и «Еврейский вопрос» (обе — 1843); журнал также оказывается на подозрении. В 1845 г., изгнанный из Франции, переезжает в Брюссель, где по просьбе Коммунистической лиги в 1847 г. совместно с Эн­гельсом пишет «Манифест коммунистической партии». Политические и исторические события вынуждают его ис­кать убежища то в Париже (1848), то в Кёльне, то снова в Париже (1849), наконец, в Лондоне, где он и поселяется окончательно. Он организатор I Интернационала рабочих (1864-1876). Главное сочинение Маркса — «Капитал» (I том, 1867), оставшееся незавершенным из-за его смерти. Основы его философской доктрины сформулированы в со­чинении «Философско-экономические рукописи» (1844, опубл. в 1928-1932). Образование, путешествия и встречи с людьми обеспечили тройную основу философской мысли Маркса: немецкая философия, французский социализм и английская политическая экономия. Мысль Маркса ба­зируется на понимании человека как существа, для которо­го первично действие, а не мысль. Доктрина Маркса — это одновременно и теория познаниядиалектический ма­териализм, использующий диалектику Гегеля, но в «пере: вернутом» виде, заменив понятие «абсолюта» понятием «че­ловека», а «божественное сознание» — «человеческим сознанием»; и философия истории, согласно которой ис­торическим (общественно-политическим) развитием управ­ляют экономические законы («экономический базис»), и в частности борьба между «эксплуататорскими» и «эксплуа­тируемыми» классами; наконец, экономическая теория, претендующая на объяснение несправедливостей капитали-

стической экономики (теория «прибавочной стоимости») и изложение принципов саморазрушения капиталистического общества (во время крупного кризиса перепроизводства, сопровождающегося всеобщей забастовкой), что позволит создать государство рабочих. Если сегодня произведения Маркса иногда кажутся несколько устаревшими, это не уменьшает того влияния, которое его творчество оказало на нашу эпоху как в плане экономической теории, так и в том, что касается истории государств (советский режим обязан своим существованием именно Марксу). В сознании народа Маркс остался как образ пророка истории. См. Марксизм, Материализм диалектический.

МАРКСИЗМ: теория Маркса и Энгельса, так называемый диалектический материализм, возникший на базе их творчества. Как политическая реальность, марксизм отож­дествляется с историей социалистических стран (Россия — СССР с 1917 г., Восточная Европа с 1945 г., Китай с прихода к власти Мао в 1949 г., некоторые страны «третьего мира»). Что касается доктрины, здесь под марксизмом обычно по­нимают приложение диалектического материализма к ис­торическим и социальным феноменам (исторический ма­териализм): марксизм объясняет историческое развитие, эволюцию общества, исходя из экономической реальности. Эта теория, изложенная в «Капитале» — основополагаю­щем сочинении Маркса, предсказывает социальную рево­люцию в наиболее развитых индустриальных странах, т.е. прежде всего в Англии, затем в Германии и Франции. Од­нако эта так называемая «пролетарская революция» имела место прежде всего в России. Ленин дополнил в этом пункте марксизм, показав и предсказав несколько иную перспекти­ву — революцию в отсталых и преимущественно аграрных странах. Работы Ленина стали руководством к действию при революциях и общественном переустройстве так называе­мых «отсталых» и преимущественно аграрных стран (Рос­сия, Китай, Югославия, страны народной демократии и т.д.). С философской точки зрения, марксизм — позиция всякой «действенной» мысли, исходящей из следующей аксиомы Маркса: «Философы занимались лишь тем, что по-разному истолковывали мир, теперь же встал вопрос о его измене-

нии»; помимо всего прочего, эта позиция отражает глубокую веру в то, что история приведет нас к коммунизму. Однако постепенное исчезновение классовой борьбы, по крайней мере в том виде, в каком она существовала в конце XIX в., повсеместное распространение средних классов в современ­ном обществе привели к тому, что теперь практически все граждане живут за счет своего труда; наконец, эволюция и коммунистических, и так называемых «капиталистических» способов правления — все это обеспечило тот факт, что марксизм как философия истории предстает сегодня не столько в роли реального исторического закона, сколько в качестве еще одной теории. Зато марксизм в качестве со­циологического анализа продолжает развиваться и ориенти­руется теперь на «критику повседневной жизни» (Лефевр), анализирующую и разоблачающую все формы «отчужде­ния», имеющие место в современном обществе. На смену теории двух лагерей (марксизм-капитализм, материа­лизм-идеализм) приходит исследование всех форм угнете­ния. Здесь^ марксистский анализ обращается за помощью к психоанализу (Маркузе) с целью поиска и поддержания ферментов любой возможной формы революционного со­знания. См. Коммунизм, Истории (философия), Ленинизм, Маркс, Социализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: